Новая затея чиновников – разыгрывать малый бизнес как козырную карту |
|
|
Муниципальная земля под киоски и палатки будет разыгрываться на торгах, а внешний вид торговых объектов будет приведен к типовым стандартам.
Наконец-то!
На минувшей неделе городская администрация поделилась радостью с прессой: наконец-то вступило в законную силу постановление главы города «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов»! Произошло это радостное событие 8 октября.
Речь идет о многострадальных торговых точках, судьба которых до этого момента была не определена. Теперь чиновникам стало понятно: кто и где может продавать овощи, печенье и сигареты.
Всего на муниципальной земле утверждено 1308 объектов нестационарной торговли: из них 1036 занимают павильоны и киоски, 157 – летние кафе, палатки, лотки, контейнеры, 116 – автомагазины и автоприцепы. Но! Порядка 245 объектов в Перми располагаются на земле, которая находится в частной собственности (например, киоски на углу улиц Куйбышева и Луначарского около недостроя с граффити Есенина), из них около 100 – на территории многоквартирных домов. «Мы не можем запретить им торговать, потому что киоски размещаются не на государственной, а на частной земле, – пояснил Виктор АГЕЕВ, замглавы города, – и если жителям не нравится деятельность предпринимателей, располагающихся на территории их домов, то они вправе потребовать компенсацию за пользование землей или ликвидировать торговый объект».
Ломать – не строить
Что-что, а опыт устранения торговых точек у администрации имеется. В прошлом, к слову, году за бюджетный счет были демонстративно демонтированы несколько павильонов (на площади Карла Маркса, на ост. «Пермская ярмарка» и др.). По словам Ахсо АРЕКЕЕВОЙ, начальника управления по развитию потребительского рынка администрации Перми, павильоны не могут располагаться на остановочных пунктах, это запрещено новым ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…». Поэтому, собственно, и пришлось торговые точки устранить. Демонтаж каждой обошелся городскому бюджету от 2 до 70 тыс. руб.
На остановках нельзя, на тротуарах можно, а предприниматель обязан не только благоустроить и содержать в чистоте территорию около торговой точки, но и соблюдать типовые стандарты по внешнему виду объекта. Следить за исполнением условий назначается районная администрация, в случае чего – расторгают с предпринимателем договор, и «горячее место» переходит в другие руки, но – посредством торгов. Если прежде для торговли мелкой розницей достаточно было написать заявление в администрацию, поставить палатку и приступить к торговле, то теперь место под киоском будет разыгрываться на торгах. Нынче торги уже состоялись, и к удивлению чиновников розыгрыш 304 лотов пополнил бюджет не на предполагаемые 3 млн, а на 7 млн руб. «Кроме того, торги позволят войти на рынок предпринимателям-новичкам», – уверена Ахсо Арекеева.
Тернистый путь
Должно быть, чиновники довольны результатом собственного труда, притом, что почти уложились в обозначенные в прошлом году сроки: тогда предполагалось принять Схему к 1 августа 2012 года. Упорядочение работы торговых точек началось еще в 2009 году, после того как бывший мэр Игорь ШУБИН принял решение об общегородском 30%-ном сокращении числа нестационарных торговых точек. И понеслось… Чего только не случалось в процессе разработки Схемы! Бывало, что после фильтра контрольных ведомств (состоящего из 19 структур – 8 краевых, 8 городских и 3 федеральных) из 2,5 тыс. объектов легитимными оказывались всего 4 объекта. Мэрия пыталась вместо действующих 1600 объектов закрепить в Схеме дислокации 500 мест. Также дорабатывалось равномерное размещение объектов по городу.
комментарии
Наталья КОРОБЕЙНИКОВА, руководитель комиссии по мелкорозничной торговле пермского отделения «Опоры России»:
– За год мы добились увеличения объектов нестационарной торговли на треть. Действительно, документ разрабатывался тщательно.
Однако есть моменты, которыми предприниматели недовольны, есть заявления в Пермское УФАС. Будет что-то предпринято или нет по ним – дело антимонопольщиков. Что касается торгов, то это был закрытый аукцион, на котором разыгрывались места на период летней 4-месячной торговли. Большая часть претендентов была новичками на пермском рынке розницы, и они в дальнейшем перепродавали эти места действующим предпринимателям. Представьте: торгует себе человек годами на одном месте, аукцион проиграл, а через некоторое время к нему приходит победитель и предлагает перекупить место (скажем, выиграл он его за 30 тыс. руб., а перепродал за 40). Место перекупается, и торговля продолжается. Что это за торги?
Мы не стали «воевать»: четыре месяца торговли не стоят потери сил и времени. Но если вдруг такое случится и с основными торгами, а там речь идет о пятилетнем контракте, то предпринимательское сообщество не оставит это без внимания.
Дмитрий МАХОНИН, руководитель Пермского УФАС России:
– Принятие Схемы – длинная история. Сейчас в нашем ведомстве имеется несколько заявлений от предпринимателей, недовольных новым документом. А мы, в свою очередь, анализируем, насколько Схема соответствует законодательству. Если придем к выводу о наличии нарушений, то оспорим данное постановление главы города.