Юные музыканты и художники делят квадратные метры, а тем временем пустующий Речной вокзал постепенно разрушается… |
|
|
Творческая общественность намерена обратиться к чиновникам с просьбой отдать здание Речного вокзала под Центр художественного образования.
В начале сентября и.о. министра культуры Александр ПРОТАСЕВИЧ сообщил в своем блоге о том, что студенты Пермского художественного училища (ПХУ) и ученики художественной школы, возможно, будут заниматься в двух аудиториях Музея современного искусства PERMM в связи с нехваткой площадей в здании на ул. Ленина, 7.
«Решение с помещениями в перспективе надо будет принимать кардинальное. Пока же необходимо найти временный вариант, который устроит все заинтересованные стороны, – написал он. – Посмотрели варианты на месте. Если сотрудники потеснятся, то можно организовать работу в двух помещениях, соответствующих специфике обучения будущих художников и скульпторов».
На генитальном уровне
Но родители студентов от этой «временной идеи» пока отказались: им не понравилось соседство «современного искусства, далеко не лучшего образца» с классикой: «нельзя учить детей на «генитальном уровне», прививать им низменные страсти». Имелись в виду выставки «современности», которые происходят в музее с сентября 2008 года. Ведь процесс обучения что в школе, что в училище базируется, прежде всего, на классическом реалистическом искусстве. Это как «пустить Дуньку в Европу». Помимо выставок в музее постоянно проходят какие-то вечеринки, ночные показы и презентации, что «не будет способствовать плодотворному учебному процессу».
Основы композиции
Ранее ПХУ занимало шестой этаж здания на площади Карла Маркса (ул. Чернышевского, 23) – 401 кв. м, плюс профессиональные мастерские (90 кв. м) и филиал на Парковом. Студенты занимались, в основном, на ул. Чернышевского и ул. Революции, дети – на Парковом.
С 2010 года училище и школа располагаются в здании на ул. Ленина, соседствуя со студентами музыкально-педагогического отделения Пермского музыкального колледжа. Здание состоит из двух этажей, общая площадь 2622 кв. м, но из них полезная площадь, где непосредственно и проходят занятия, составляет только 407 «квадратов».
Учебные классы, по мнению чиновников из уже расформированного Агентства по управлению госучреждениями, бывшего учредителя ПХУ, – небольшие, зато широкие коридоры «удобно подходят под занятия по основам композиции, а старинный лестничный пролет можно вполне приспособить для выставок».
Мнения разделились
Вновь назначенный на должность директора ПХУ, пока временно, Георгий СМЕТАНИН с чиновниками не согласен:
– В помещении на площади Карла Маркса было значительно лучше. В здании – 24 больших окна, 7 мастерских, высота потолка 6 метров. Здание пустует уже три года. И кому принадлежит – неизвестно. Зачем надо было нас выгонять оттуда, непонятно.
Если сравнивать, как обстоят дела с художественными училищами в других городах, то в Саратове под художественное училище отдано здание бывшего военного училища. Полы паркетные. Здесь учился сам Михаил Врубель. Или училище имени Рериха в Санкт-Петербурге. Здесь для будущих художников построено специальное типовое здание со всеми соответствующими удобствами для учебы.
Если нам передадут здание Речного вокзала – без Музея современного искусства, разумеется, – то это будет очень хорошо: вид на просторы Камы, как всходит и заходит солнце… Для студентов ничего лучше придумать нельзя. Только вряд ли это случится. Но надежды юношей питают!
Представителям художественной общественности идея пришлась по вкусу, хотя мнения разделились. А что скажут власть имущие?
комментарии
Александр ДОМИНЯК, бывший директор Государственного историко-архитектурного музея-заповедника А. Пушкина (Московская обл.), кандидат искусствоведения, преподаватель ПХУ:
– Вы же сами видите, в каких условиях приходится заниматься! Классы маленькие, в коридоре, если мольберт поставить, – не пройти… А как писать «обнаженку»? В коридоре? И света мало, студенты работают при искусственном освещении. Какая же это живопись?
Владимир ПУТИН говорит, что в художественном образовании обязательно должна быть трехступенчатая система. У нас в Перми два «художественных» вуза, кто для них будет готовить студентов? Мы понимаем, что у властей свои дела, что Речной вокзал опять хотят сделать вокзалом, что реконструкция вот-вот начнется. А Гельман как сидел, так и сидит, выставку хочет организовать очередную. Наша задача – предлагать, а чиновники пусть думают. Если мы не будем шевелиться, то и они ничего не будут делать.
Георгий СМЕТАНИН, и.о. директора ПХУ:
– Хочется видеть в Пермском крае серьезную постановку детского и юношеского художественного образования. В этот процесс должны быть вовлечены профессионалы: живописцы, театральные художники, дизайнеры, станковисты, преподаватели, которые всю жизнь работали с детьми, которые бы учили их рисовать так, чтобы у них потом не было трудностей с поступлением в лучшие художественные вузы страны.
Необходимо создавать микроклимат вокруг ребенка, который побуждал бы его к творчеству. Разве может это быть без соответствующей материальной базы – в городе, претендующем на звание культурной столицы Европы? Есть для этого возможности? Конечно, есть!
Равиль ИСМАГИЛОВ, председатель Пермского отделения Союза художников России:
– Понятно, что училище и школа остро нуждаются в новом помещении. Но под училище и школу вокзал, на мой взгляд, не подойдет: проходные коридоры, маленькие окна, в помещениях холодно, влажность от Камы. Для археологического музея какого-нибудь подойдет в самый раз. Вот если бы училищу отдали «Муравейник», то это было бы здорово.
Владимир АБУСОВ, преподаватель отделения скульптуры ПХУ:
– Помещение маленькое, на 18 станков – меньше 60 метров. Да и самим станкам уже лет 50 – вот-вот развалятся. Освещения нет, табуреток нет. В помещении на площади Карла Маркса был огромный класс. Если требовалось, ставили перегородки. И света там много.
Юрий ЛАПШИН, художник:
– Понятно, что нынешнее здание для училища не подходит. Но вокзал не отдадут. Во-первых, слишком громадное помещение. Другое дело, хорошо, если бы отдали часть помещения с отдельным входом. Во-вторых, здание в страшно разрушенном состоянии. Сколько лет займет реконструкция? Надо искать другие варианты.
Евгений ШИРОКОВ, народный художник СССР, профессор ПГАИК:
– Если здание отдадут, то училище должно будет стать центром не только художественного образования, но и художественного воспитания (что важнее), где могли бы пересекаться и художники-профессионалы, и студенты, и зрители. Это намного целесообразней, чем за огромные деньги содержать Музей современного искусства, непонятно для чего созданный, и в который никто не ходит.
справка «ПО»
Речной вокзал был построен в 1940 году по проекту архитектора Алексея Гринберга. Это единственное здание зодчего, выполненное в стиле «сталинского ампира». Здесь размещались билетные кассы, зал ожидания, ресторан «Отдых» и небольшая гостиница. В 90-х годах, когда речной транспорт вступил в полосу экономического кризиса и количество судовых пассажирских перевозок приблизилось к нулю, часть помещений использовалась как торговые площади. В сентябре 2008 года в полузаброшенном здании вокзала открылся Музей современного искусства PERMM. Первая выставка – «Русское бедное».
В 2010 году московское архбюро «Проект «Меганом» выиграло конкурс на реконструкцию здания. Она должна была начаться в 2011 году за счет средств краевого бюджета.
В результате реконструкции музей может получить около 10 тыс. кв. метров площадей. Рядом со зданием – пешеходная зона со специальным мощением.