Еще хуже будет
Ольга КОНСТАНТИНОВА, жительница Перми, работает в центре города, живет в м/р Железнодорожный. До работы добираться Ольге приходится почти 1,5-2 часа.
«Автобусы постоянно переполнены, а в 7 утра и около 10 вечера вообще транспорта не дождешься. Каждое утро стоим в пробке по 40-50 минут. Меня это не устраивает. Куда еще оптимизировать? Может кто-нибудь услышит наши протесты, и ситуация изменится?» – говорит она.
По словам Ольги, если какие-то маршруты отменят или время ожидания транспорта увеличится, людям придется ездить с пересадками, а значит – больше денег тратить на проезд. Маршрутные такси, курсирующие в городе, закамцев, как и жителей других отдаленных районов, не спасут. Кроме того, в маршрутках не действуют проездные.
Ольга Константинова считает, что такая оптимизация ни к чему хорошему не приведет.
Неутешительные итоги
Оптимизация маршрутной сети автобусов и повышение стоимости проезда – неутешительные итоги года в сфере общественного транспорта Перми. Правда, платить на рубль больше горожане начали уже сейчас.
Елена ЛАПАЕВА, пресс-секретарь департамента дорог и транспорта Перми (ДДиТ), отмечает, что пассажирский транспорт – это единая сбалансированная система. Изменение любого ее параметра без учета экономических и социальных реалий может привести к нарушению баланса. Так, на ноябрьском заседании гордумы депутаты отказались повышать плату за проезд в общественном транспорте до 14 руб., но согласились на 13 рублей при объеме плановой транспортной работы 3,4 млн авточасов в год. Этот объем утвердили в 2009 году. Но с того времени изменилась структура расселения горожан, появились новые жилые комплексы в отдаленных районах, открылись новые маршруты. Реальные объемы транспортной работы города сейчас больше, чем в 2009 году и составляют по факту 4,09 млн авточасов в год (80 маршрутов). Мэрия предлагала гордуме увеличить этот показатель, но депутаты ее не поддержали, потому что еще не утверждена методика определения планового объема работы. Сейчас методику рассматривают депутаты.
Тариф на перевозку пассажиров в 14 руб. предусматривал объем транспортной работы 3 млн 543 тыс. авточасов, то есть на 143 тыс. больше. Такой объем в ДДиТ определили, исходя из статистики, обращений пермяков, данных проверки пассажиропотока. Из-за того что утвержден объем транспортной работы меньше необходимого, придется оптимизировать маршрутную сеть или увеличивать расходы городского бюджета (или и то, и другое).
Чтобы снизить негативные последствия оптимизации, мэрия предложила неизрасходованные средства бюджета за 2012 год направить на выплату субсидий перевозчикам в 2013-14 годах. Однако окончательное решение будет принято после утверждения бюджета. Сейчас департамент дорог и транспорта просит перевозчиков высказаться об оптимизации, решить, могут ли они сохранить существующие объемы работы, пока финансовая сторона проблемы не будет решена.
Предполагаем, сокращение автобусной сети отрицательно скажется на перевозках пассажиров. Интервалы между автобусами увеличатся, транспорт, по крайней мере, некоторые маршруты, будет еще более загружен. Однако некоторые перевозчики знают, как провести оптимизацию с наименьшими потерями. комментарии
Дешевый популизм
Олег БОРОВИК, председатель наблюдательного совета НП «Единый союз перевозчиков»:
– Предполагается на 20% секвестрировать часть графиков автобусных маршрутов. Настораживает, что под оптимизацией предполагается сократить наименее рентабельные маршруты автобусов в Кировском и Орджоникидзевском районах.
Я бы убрал маршруты в центре города, которые дублируются трамваями и троллейбусами. Закамск, Гайва, Ляды и прочее я бы вообще не трогал.
Почему депутатов так сильно волнует тариф на транспорт, но не волнует тариф на ЖКХ? Возможно, потому, что в гордуме и Заксобрании края много депутатов, связанных с бизнесом ЖКХ.
Депутаты заставляют оптимизировать транспорт, мэрия выполняет их указания. А потом недовольные горожане обращаются за помощью к депутатам, те начинают слать письма в мэрию… Это дешевый популизм.
Хочется, чтобы пассажиры видели в перевозчиках не злодеев, а понимали нас как бизнесменов – с экономической точки зрения.
Встаем на лыжи
Валерий РОТМАНОВ, перевозчик, директор ООО «Доминант»:
– В маршрутной сети города есть что оптимизировать, например, некоторые внутрирайонные маршруты. Маршруты № 20 (ул. Панфилова – ЦКР) и № 80 (клуб им. Кирова – Бахаревка) сокращать не будут. В часы пик даже имеющегося количества автобусов и рейсов не хватает.
Если сократят «не те» маршруты, пассажиры, как в 80-е годы, будут висеть на ступеньках. Отдаленные от центра районы постоянно простаивают в пробках, из-за этого автобусы опаздывают иногда даже на 30 минут. Если еще и количество автобусов сократится, что тогда? Пассажирам останется на лыжи вставать и так до работы добираться? Да мэрию тогда люди жалобами завалят, и ей придется что-то делать.
Перевозчики, поделитесь!
Павел ШИРЁВ, депутат Пермской городской думы:
– Все зависит от того, как администрация уменьшит объем транспортной работы в городе. Предполагалось сократить, но ни-кто не сказал, как это сделать.
Я – за оптимизацию, в городе в последнее время увеличилось количество автобусов, а пассажиров – сколько было, столько и осталось.
Предлагаю сократить количество рейсов наиболее прибыльных маршрутов в центре города. Так можно поднять экономику на убыточных рейсах. В центре оптимизация даже не почувствуется.
В часы пик уменьшать количество рейсов нельзя, а в межпиковые часы – нужно. Это улучшит экономику отрасли.
Все автобусы выходят с одной начальной остановки. В часы пик получается, что через несколько остановок автобус забит. А если в это время запускать укороченные рейсы, например, с середины пути, можно вывезти больше пассажиров. И дополнительные автобусы не понадобятся. Администрация никак не хочет на это идти. Не знаю, как на них воздействовать. Если человек не на своем месте, надо его менять.
Все разом – и в атаку
Роман СЕРГЕЕВ, житель Перми:
– Как житель Кировского района, работающий в центре города, говорю, что ситуация с общественным транспортом далека от идеальной. В часы пик сложно выехать из района, потому что много людей едет на работу в центр, плюс пробка на коммунальном мосту, приходится выходить из дома минимум на полчаса раньше.
Поездку на автобусе вечером можно сравнить со взятием Зимнего дворца в 1917 году – все разом – и в атаку. Люди не уверены, что следом быстро придет транспорт. Хочется верить, что оптимизация автобусов пройдет не по сценарию уменьшения их количества и подвижного состава, а будет улучшаться качество. Под оптимизацией предполагается модификация системы для улучшения ее эффективности. Мы все-таки, по уверениям властей, в Европе живем.
До конца года изменений не будет
Денис ГВОЗДЕВ, руководитель департамента дорог и транспорта Перми:
– До конца года маршрутная сеть не сократится. У отдельных перевозчиков есть проблемы с выполнением условий договора, но если они будут отстранены от своих обязанностей, на пассажирских перевозках это никак не отразится. Есть проблемы и с пробками. Мы эту ситуацию хотим улучшить.
Изменения в маршрутной сети возможны – это или пересмотр расписания, или смена режима работы автобусов. Кардинальная мера – уменьшение или увеличение протяженности маршрутов. Объемы работы транспорта будут сокращены – самое критичное – в феврале. Но если учесть, что депутаты еще будут обсуждать разные вопросы, то изменения могут быть приняты ближе к лету.