Листок боевых действий
Октябрь. Выдано предписание УФАС управлению здравоохранения Пермской области приостановить процедуру конкурсного отбора, т. к. критерии оценки конкурсных заявок создавали преимущества крупным страховым компаниям (все знают, каким именно).
Предписание исполнено не было. Более того, управление здравоохранения подало в суд заявление о признании предписания УФАС недействительным.
В свою очередь Пермское УФАС подает исковое заявление в суд о признании недействительным конкурса и договоров, заключенных по его результатам.
Ноябрь–апрель. Интенсивно идут суды по обоим делам. Дело о конкурсе не может решиться, потому что не решено дело о предписании. И наоборот…
Апрель. Предписание признано незаконным. УФАС обжалует это решение.
Май. Слушалась апелляционная жалоба на решение суда по делу о предписании. Суд апелляционной инстанции признал правомерность доводов антимонопольного управления, но эти доводы не могли послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Пермским УФАС подана кассационная жалоба в федеральный арбитражный суд Уральского округа.
16 мая арбитражный суд отказал в удовлетворении требований ФАС признать результаты конкурса недействительными. Суд со всей наглядностью продемонстрировал свою позицию по поводу антимонопольного законодательства.
Позиция ФАС заявлена не менее отчетливо.
Елена НИКОЛАЕВА, начальник отдела антимонопольного контроля и правового обеспечения:
– После получения решения суда и ознакомления с его мотивировочной частью, безусловно, будем подавать апелляционную жалобу в установленный законом месячный срок.
А есть ли смысл?
Помнится, когда-то мы обвиняли антимонопольное управление в абсурдности продолжать это дело. Ведь, по сути, они требуют признать недействительными договоры ОМС неработающего населения г. Перми, заключенные администрацией г. Перми с «МАКС-М».
Договоры же были заключены только до января 2005 года.
На первый взгляд кажется, что это абсурдно. На самом деле в этом есть смысл.
Самое продуманное управление
В прошлом месяце управление здравоохранения направило на согласование в Пермское УФАС конкурсную документацию в новой редакции. Администрация планирует провести конкурс по ОМС всей Пермской области.
Собственно, мы так и предполагали. Если вы думаете, что в конкурсной документации критерии составлены по прежнему принципу (намеренное создание преимущества крупным страховым компаниям), то вы ошибаетесь.
На этот раз продуманное управление здравоохранения решило проявить чудеса благородства. Критерии составлены удивительно лояльно. Управление предполагает, что победит не одна компания, а несколько. Возможно, пять или шесть.
Елена Николаева:
– Формально получается, что страховщиками неработающего населения Пермской области будут выбраны несколько страховых компаний. Критерии оценки конкурсных заявок позволяют набрать достаточное количество баллов. Вся подоплека в том, что подведение итогов конкурса и распределение числа застрахованных будет производиться конкурсной комиссией согласно имеющимся у компании застрахованным из числа неработающего населения Пермской области.
На всякий случай перечитайте еще раз и задумайтесь. Так, если у ЗАО «МАКС-М» застраховано неработающих граждан более 600 тысяч, а у другой компании, предположим, 12 тысяч, то 2 с лишним миллиона областных неработающих распределятся соответственно имеющимся у компании застрахованным. В случае победы в конкурсе компании, не имеющей застрахованных неработающих граждан, с ней предполагается заключить договор страхования на 1-го неработающего.
Кому же, интересно, достанется львиная доля?
Абсолютно непонятно, чем это аргументировано. Ведь если страховые компании наберут одинаковое количество баллов, и тем самым будет признана их достаточная квалификация, то почему какой-то компании должно достаться большее число, а какой-то меньшее? На каком основании?
Есть предположение, что за образец взята согласованная документация в Нижнем Новгороде, но не в пример нашему доблестному управлению здравоохранения, там распределение числа застрахованных произошло пропорционально числу выигравших страховых компаний.
Пермское УФАС предлагало неоднократно управлению здравоохранения внести соответствующие изменения в конкурсную документацию. но… управление все решило по-своему и… подало в суд. Дескать, ФАС вообще не имеет права вмешиваться в вопросы распределения застрахованных. Не их это дело…
Крупный монополист меньше всего нужен пермским страховым компаниям. Однако они уходят от оценки сложившейся ситуации, заняв выжидательную позицию. Пермское УФАС полагает, что результаты судебных решений были бы совсем иными, если бы страховые компании, чьи интересы защищаются, оказали бы достойную поддержку антимонопольщикам в суде.
В конце концов, если пермские страховые компании хотят монополиста в области, они его получат. Хотя… Это всего лишь предположения.
Андрей МЕЙТАРДЖЕВ, директор пермского филиала «МАКС-М»:
– Я еще ничего про конкурс и конкурсную документацию не слышал. В последнее время ходят слухи, что его вообще не будет – если в Пермской области будет введена система свободного выбора страховой компании, то необходимости в конкурсе нет.
Что ж, посмотрим, как будут развиваться события. Одно ясно – управление здравоохранения у нас чрезвычайно продуманное.