№20 (221) 30 мая 2005 года

Перспектива… есть

№20 (221) 30 мая 2005 года
Главный редактор издательства «Пушка» Ольга Данилова о состоянии книжного дела в Перми.

Представление о главном редакторе как «строгом дядьке в очках» сегодня абсолютно устарело. Когда книга как отдельная культурная единица вынуждена уступать место более интер-«активным» формам, редактор издательства становится живым «мостиком», который связывает автора и читателя привычным бумажным образом, доказывая тем самым, что книге по-прежнему есть место в нашей жизни.

– Ольга Олеговна, как бы Вы определили издательский рынок Перми?

– На мой взгляд, он необычайно узок, абсолютно не соответствует ни нашему творческому потенциалу, ни культурным запросам города и совершенно несоизмерим с тем издательским уровнем, который был лет 10 назад. Он также мал по сравнению с другими городами. Если в Перми стабильно работают 4-5 издательств, то в Екатеринбурге, например, – 25. Навскидку, в целом за год в пермских издательствах выходит до 100 книг. На общероссийском фоне это крайне мало.

– Чем это объясняется?

– Трудно сказать… Вроде и традиции у нас есть, и потенциал, и полиграфические базы… Может быть, потому, что соседние города оказались шустрее, и даже используют наши творческие силы, включая и художников, и редакторов, и авторов. А может быть, и потому, что отсутствует поддержка на государственном уровне в деле книгоиздания.

– Имеется в виду областная программа поддержки и развития СМИ и книгоиздания, принятая Законодательным собранием в 2000 году и которая больше не действует?

– Да. Во многих городах проходят областные конкурсы на получение грантов, у нас же второй год они не проводятся. Поэтому исчезла возможность издать приличную книгу с приличным тиражом.

– Ставился ли вопрос перед законодателями о восстановлении программы поддержки книгоиздания?

– Да, вопрос ставился, и администрация проект снова разрабатывала. Были прописаны конкурсы и средства на издания учебного и социально значимого плана. Мне лично приходилось участвовать в разработке этой программы, и департамент культуры, и департамент образования не остались в стороне, но… утверждение не состоялось.

А в маленьком Оренбурге из областного бюджета ежегодно выделяется 1 миллион на «защиту» и выполнение издательских проектов. В Екатеринбурге – 3 с половиной миллиона.

Последняя надежда остается на Москву. Нынче участвуем в федеральном конкурсе по поддержке книгоиздания «Культура России».

– Тем не менее, Вашему издательству удается выпускать хорошие книги, в том числе и совместно с администрацией.

– Практически за счет заказных проектов мы и живем. Но даже в рамках какого-нибудь корпоративного проекта можно проявить себя творчески, чтобы книга стала интересной и для широкого читателя.

– Можете назвать вашу любимую книгу вашего издательства?

– Все книги всегда, как дети. Все они любимые, каждая по-своему дорога. Но, наверно, можно выделить одну, которую делали необыкновенно долго – более 2 лет. После ее выхода в свет мы (не я одна!) чувствуем себя осиротевшими. Это «Победители – потомкам» – собрание материалов о ветеранах: старые фото, рукописные воспоминания… Книга всех времен и народов.

– Как охарактеризовать нынешнюю читательскую публику?

– Прежде всего, это люди, воспитанные современными средствами массовой информации. Это публика, которая читает книгу один раз, воспринимая чтение как информацию, а не как наслаждение языком, строем повествования. Как говорится, заложим в дальний файл, понадобится – достанем, не понадобится – сотрем. И как редактор, я бы не рекомендовала издателям ориентироваться на широкого читателя. Не приветствую путь графоманства, который избирают некоторые издательства, чтобы достичь коммерческого успеха. Выдают литературу далеко не «первого эшелона» – «Щука в пироге» или «Гости в тесте» и т. п. На мой взгляд, это – замусоривание рынка и мозгов читателей.

– Обидно, что, как правило, такие книги полиграфически неплохо сделаны…

– …но при этом возникает во-прос «Зачем?». Есть ведь другой вариант, который особенно подходит для издательств столичного масштаба, – покет-буки, одноразовое чтиво, тиражом 50-100 тысяч экземпляров. Прочитал и выбросил! Поэтому в провинции издатель должен идти другим путем. В его условиях даже ради коммерческого успеха вырабатывать такие издания не стоит…

– …а некоммерческое издание надо продвигать.

– Конечно, но ни одно местное издательство не может бросить на «раскрутку» местного автора нужную сумму… Того же Алексея Иванова «раскрутила» Москва. Без личной поддержки Юрия Трутнева, которого убедили, что мы будем гордиться таким писателем, без веских, авторитетных рекомендаций он никогда бы не стал так известен.

– А сам по себе он того не стоит?

– Стоит! Но если бы в Москве параллельно не вышло «Сердце Пармы», у «Чердыни, княгини гор» такого резонанса бы не было. Разошелся бы небольшой тираж среди ценителей и знатоков – и все.

– Если бы Вам довелось стать министром культуры, чтобы Вы сделали для книгоиздания?

– Занялась бы поддержкой региональных, местечковых издательств, потому что их заслуга, их роль в деле воспитания и развития провинции абсолютно ни с чем несоизмерима. Может быть, на этих маленьких очагах культуры на периферии все и держится.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка