Киберолимп
№20 (221) 30 мая 2005 года
Автор: Сергей Кочнев
Технический прогресс дал миру новый вид спорта.
Мы беседуем с вице-президентом Федерации компьютерного спорта России, председателем правления Федерации компьютерного спорта Пермской области (ФКС ПО) Алексеем ДУДАРЕВЫМ.
ФКС ПО была создана в 2002 году. У истоков стояли энтузиасты Александр Яковенко, Дмитрий Беляев и Алексей Дударев. Сегодня ФКС ПО проведены в областном центре три открытых всероссийских турнира по компьютерному спорту «Пермский период», самые масштабные в России. В перспективе они видятся международными. При ФКС ПО существует игровая профессиональная лига, в которой объединены сильнейшие киберспортсмены области.
– Алексей Германович, в чем состоит соревновательность компьютерного спорта?
– При помощи компьютеров и программного обеспечения отечественных и зарубежных разработчиков, два спортсмена или две команды выясняют, кто из них обладает лучшей реакцией и сообразительностью, интеллектом. В нашем направлении компьютер используется как некий спортивный снаряд.
Компьютерный спорт является хорошей возможностью стать чемпионом для тех, кто не одарен физической силой, но зато умен и сообразителен.
– За время своего существования получила ли федерация признание в спортивных кругах?
– Большого одобрения пока еще нет. Мне приходилось выслушивать много высказываний типа: раз за компьютером не потеют, значит это и не спорт. Некоторые люди сравнивают наш вид с шахматами. Но со временем мы доказали свое право на существование. Кроме того, компьютерный спорт довольно своеобразен. Участвуя в соревнованиях, не обязательно совершать выезды. Один участник может находиться на Камчатке, а другой в западной части России, и благодаря Интернету они общаются, играют и соревнуются.
– За счет чего существует федерация?
– Благодаря спонсорской помощи предприятий и организаций, а также всевозможных проектов. Так, в 2003 году мы победили на конкурсе социально-культурных проектов в Нижнем Новгороде и на полученный грант провели всероссийские соревнования. Сейчас занимаемся интернет-проектами, которые начинают приносить федерации дивиденды.
– Какие игры используются в соревнованиях?
– Есть определенный перечень игр, которые имеют спортивную направленность. С обновлением программного обеспечения периодически обновляются и игры. А из номинаций используются стратегия, авто и авиасимуляции, дуэльные и командные поединки. Расскажу о некоторых наиболее популярных играх.
«Counter – strike» («Контр страйк») – тактическая командная игра, самая массовая и популярная на сегодняшний день «стрелялка». В нее играют миллионы. Каждый раз при проведении соревнований возникают новые тактики и стратегии ведения боя. Недаром эта игра включена в программу обучения отрядов особого назначения по всему миру. Основная масса соревнований проводится с пятью полевыми игроками в одной команде. Без развитого чувства локтя рассчитывать в ней на победу не приходится.
«Warcraft» («Варкрафт») – стратегическая игра-фантазия, игра-дуэль. В ней применяется формат парных боев. Спортсмен сам создает свою армию и все, от чего зависит ее успех. Это номинация для людей с воображением. Игра прекрасно комментируется.
«NFC: Underground» («НФС: Андеграунд») – наиболее простая игра для зрительского восприятия. Это автомобильные гонки со всеми их особенностями, автомобильный симулятор. Плюсом являются сложные внешние устройства – рули, педали и т. п., вплоть до интерактивных кресел.
«Ил-2 – Штурмовик» – популярный авиационный симулятор, отменно сделанная российская игра. Она для тех, кто знаком с историей авиации, тактико-техническими характеристиками различных моделей самолетов. Их возможностями в воздушном бою.
«Generals Zero Hour» («Генералы») – имеет несколько форматов, но в основном проводится в стандарте 2х2. На выбор игроков предоставляются 3 армии: современные силы реагирования США, китайская военная машина и глобальная армия освобождения.
– Где в области развивается компьютерный спорт?
– В Нытве, Чайковском, Соликамске, Березниках, Чернушке и Осе. С каждым годом география увеличивается.
– Существует ли возрастное ограничение для участников соревнований?
– На соревнование мы допускаем участников с 14-летнего возраста при наличии паспорта, согласно всероссийскому регламенту.
– Что является вашей материально-технической базой?
– У нас нет своих компьютеров, и мы вынуждены сотрудничать с некоторыми пермскими компьютерными клубами, которые нам зачастую предоставляют свои площади для проведения соревнований, а порой и содержат команды.
– Многие люди считают, что компьютерные клубы – это плохо, и приводят свои аргументы.
– В Перми существует компьютерное движение, и важно направить его в нужное русло. Идея нашей федерации – сделать каждому клубу устав, в котором будут заложены цели и задачи, а также утвержден регламент работы. Понятно, что каждый из таких клубов должен нести социальную нагрузку. Надо поддерживать ребят, которые проявляют интерес к интеллектуальным занятиям. Многие наши воспитанники впоследствии получают профессию, связанную с компьютерной техникой.
– Назовите ведущих пермских киберспортсменов?
– В разных номинациях в России пока нет равных Михаилу Шкляеву, Артему Туканову, Андрею Никитину и Станиславу Шитоеву.