Старая помеха
Управление образования краснокамской администрации фотографически отражает все кадровые, личностные, моральные и психологические принципы работы местных чиновников.
Во-первых, возраст чиновников в управлении – от 45 до 64 лет. Руководителю управления Татьяне Павловне Кондаковой 54 года, а ее главному и вечному заместителю аж 60. Методическую и информационную службу местного образования возглавляет «возрастной гигант» – Валентина Сергеевна Кожевникова. Ей 65 лет.
Во-вторых, человек пенсионного возраста больше заботится не о деле, а о том, как сохранить место, на котором сидит. А значит автоматически переходит из управленцев в управляемых – исполнителей воли того, кто формирует кадры администрации, то есть главы.
Подняться, чтобы унизить
Руководитель краснокамской системы образования Т. Кондакова, в прошлом инспектор гороно, директор школы, получила в наследство творческий коллектив педагогов и директоров, школу-гимназию, среднюю школу на экспериментальной площадке по работе с трудными детьми, три специализированных детских сада и слаженно работающий методический центр.
Первоначально она отличалась тихим нравом и рассудительностью, и даже проявляла на своем новом месте особую скромность – не пользовалась автомобилем гороно в личных целях целый год.
Но всегда и во все времена она любила спокойствие и не любила людей, которые что-то меняют, творят, а значит, приносят беспокойство. От них она старалась избавиться, но не своими руками.
Скажем, надо было бороться за статус школы-гимназии, помогать педагогическому коллективу. За экс-периментальную площадку выступать на научных советах и оказывать поддержку беспокойным творческим людям. Это трудно. Чтобы не было проблемы, надо ликвидировать ее носителя. Вот и не осталось через пять лет правления Кондаковой ни гимназии, ни экспериментальной площадки, ни специализированных детских садов.
Еще будучи директором средней школы № 10, Татьяна Павловна заставила уволиться с работы учителя труда – за проявление характера и творческих способностей. Дети переживали, писали в местную газету просьбы вернуть любимого учителя. Не помогло. Талантливый учитель вынужден был уйти. Талант всегда предполагает наличие характера, а люди с характером – беспокойные.
Вот почему у Т. Кондаковой в служебном окружении остались в основном пенсионеры, чистые исполнители, которым грозит тот же дамоклов меч, что и самой Татьяне Павловне. И будут такие чиновники «есть с руки и сидеть у ноги». Так, директору пенсионного возраста одной престижной школы города на совещании директоров было прямо указано, что если учителя будут ходить в администрацию и чего-то требовать, то уход на пенсию директору обеспечен.
Охота на детей
А тут еще всякие реформы в образовании! Модная сегодня идея оптимизации внесла определенное брожение и беспокойство в систему образования Краснокамска.
В городе достаточно сильная система дошкольного образования – 30 детских садов. Однако на очереди в них каждый год стоят до 600 детей. Проблема с предоставлением мест в дошкольные учреждения актуальна давно и, видимо, будет ухудшаться. Были закрыты два специализированных детских сада: для больных туберкулезом, для детей с задержкой психического развития, которые, по мнению специалистов, готовили к школе добротно и по-настоящему.
Однако ничего другого, кроме закрытия этих специализированных учреждений, оптимизация в руках управления образования Краснокамска не предполагает.
Городские слухи, как самые ранние новости провинциального города, утверждают, что здание детского сада № 2 пойдет на размещение подразделений городской администрации. Борются за сохранение последнего специализированного детского сада родители, профсоюз педагогических работников, а управление образования – не борется, потому что не любит беспокойства и будет избавляться от непослушных.
За что работать?
При всех сложностях и отрицании существующих трудностей в системе образования начальник управления Т. Кондакова в настоящее время (благодаря хлопотам своего заместителя) готовится получить звание «Заслуженный учитель РФ». Самое интересное, что для получения этого звания Т. Кондаковой совсем не обязательно быть преподающим специалистом, просто достаточно вести 1 час индивидуальных занятий. Простому же учителю надо много и высокоэффективно трудиться, чтобы получить от управления хотя бы грамоту.