Театр начинается с гримерки
– Как известно, театр начинается с вешалки. А в вашем понимании, Лидия Александровна, с чего начинается театр?
– С вешалки театр начинается для зрителя. Люди приходят сюда как в храм, Храм искусства. Наконец, приходят просто отдохнуть. А для нас, актеров, театр начинается с гримерки, со служебного входа, с расписания репетиций, с любимой работы. В гримерках проходит большая часть актерской жизни, здесь обсуждаются роли, здесь находятся решения, здесь актер ее проживает, наконец, здесь актер готовится выйти на сцену.
– Лидия Александровна, слово «бенефис» происходит от французского benefice – барыш, польза, выгода, то есть это спектакль, весь доход от которого перечисляется одному из актеров, можно сказать, – это дорогой подарок самому себе. Что вас заставило решиться организовать бенефис? Это ведь безумно хлопотно.
– Бенефис – это такая старая, добрая театральная традиция. Актеру отдается дань за его за-слуги, за его роли. Я считаю, что заслужила этот подарок. Причем подарок не только самой себе, а прежде всего зрителям. Я подошла к художественному руководителю, спросила разрешения, он согласился. Тем более что бенефисы у нас в театре бывали раньше: у Гинзбурга, Бобылева, Саитова, Мосоловой…
Новый театр
– Создается впечатление, что спектаклем «Пока она умирала» вы как бы прощаетесь со старым театром. Даже название такое соответствующее. Ведь с приходом Мильграма театр стал другим, лучше или хуже – пусть в этом разбираются критики. Но интересно ваше мнение.
– Я так не считаю. театр жив всегда, он никогда не умрет, его не задавят ни кино, ни телевидение. Театр – это что-то необыкновенное, этого нельзя объяснить словами. И актеры – любопытный народ: есть работа – плачет, нет – тоже плачет. Актеры – счастливые люди, одна мечта у них в жизни уже исполнилась: кто стал актером, очень этого хотел. А спектакль «Пока она умирала» – один из моих любимых. – Что касается того, что много спектаклей снято с репертуара, то я могу сказать, что да, были спектакли, которые мы играли долгое время и от которых устали все: и зрители, и актеры. Иными словами, они как бы выработали свой ресурс. Роли со временем, если так можно выразиться, «замыливаются». Мы также изменились, подросли и повзрослели, если угодно. Когда-то все равно нужно было обновлять репертуар. Есть спектакли хорошие и разные, но они не соответствуют нынешней политике театра. Сейчас у нас новые режиссеры, разные постановки. Это правильно. Но должно быть так: выходит новый спектакль, значит, должен сниматься старый. А не все спектакли сразу. Вот, например, два новых спектакля – чеховская «Чайка» и «Божьи коровки» – совершенно непохожи друг на друга, у них разные стили, их поставили разные режиссеры, они написаны разными авторами… и в то же время существуют на одной сцене.
– А любимые роли у вас есть? Традиционный такой вопрос.
– Любимых ролей у меня нет, точнее, все мои роли – любимые. Так принято в театре. Ни один актер не хочет сыграть порученную ему роль плохо, даже если она изначально ему не нравилась. Я даже спорила на эту тему с одним режиссером, но мы не нашли общего языка. Я осталась при своем мнении.
Главный спектакль в жизни
– А первая ваша роль в Перми?
– Моя театральная жизнь в Перми началась с роли Анечки из «сельской жизни», Валентины из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» и Флорелы из «Учителя танцев» Лопе де Вега. Это было тогда, когда мы с мужем после окончания училища приехали сюда по приглашению Ивана Тимофеевича Бобылева, в то время главного режиссера. В театре тогда практически не было молодых актеров, и из Москвы в 1973 году приехало много выпускников разных училищ, начинающих актеров. Правда, кроме нас, никого не осталось. Вот и сейчас в театре много молодежи, есть среди них и мои ученики. И мы знаем, что молодежь очень талантлива, недаром им доверяются главные роли.
Можно было еще долго говорить о Театре: Лидия Александровна – прекрасный собеседник, но ее ждала подготовка к бенефису – возможно, самому главному спектаклю в ее жизни… «Я люблю не спектакль, а, скорей, подготовку к спектаклю…» – пел когда-то Андрей Макаревич.