№40 (241) 17 октября 2005 года

Все билеты проданы!

№40 (241) 17 октября 2005 года
14 октября прошел бенефис народной артистки России Лидии Аникеевой, одной из самых любимых и известных пермских актрис.

Наш разговор начался в уютной гримерке на третьем этаже театра драмы среди фотографий, сувениров, старых афиш и цветов. Мы намеренно не стали затрагивать ситуацию, сложившуюся в театре (см. «ПО» № 240), а стали говорить об искусстве, или – почти по Станиславскому – о любви к театру в себе, а не себя в театре.

Лидия Аникеева родилась на Украине в рабочей семье.

В 1973 году закончила театральное училище им. Щукина в Москве (мастерская профессора Т. Коптевой), в том же году приехала в Пермь. В 1984 году получила звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1996 – звание народной.

Совместно с мужем (заслуженный артист РФ Олег Выходов, работает в том же театре) ведет актерский курс в институте искусства и культуры. В этом году отметила свое 30-летие на пермской сцене. Сыграла в театре более сорока ролей.

Театр начинается с гримерки

– Как известно, театр начинается с вешалки. А в вашем понимании, Лидия Александровна, с чего начинается театр?

– С вешалки театр начинается для зрителя. Люди приходят сюда как в храм, Храм искусства. Наконец, приходят просто отдохнуть. А для нас, актеров, театр начинается с гримерки, со служебного входа, с расписания репетиций, с любимой работы. В гримерках проходит большая часть актерской жизни, здесь обсуждаются роли, здесь находятся решения, здесь актер ее проживает, наконец, здесь актер готовится выйти на сцену.

– Лидия Александровна, слово «бенефис» происходит от французского benefice – барыш, польза, выгода, то есть это спектакль, весь доход от которого перечисляется одному из актеров, можно сказать, – это дорогой подарок самому себе. Что вас заставило решиться организовать бенефис? Это ведь безумно хлопотно.

– Бенефис – это такая старая, добрая театральная традиция. Актеру отдается дань за его за-слуги, за его роли. Я считаю, что заслужила этот подарок. Причем подарок не только самой себе, а прежде всего зрителям. Я подошла к художественному руководителю, спросила разрешения, он согласился. Тем более что бенефисы у нас в театре бывали раньше: у Гинзбурга, Бобылева, Саитова, Мосоловой…

Новый театр

– Создается впечатление, что спектаклем «Пока она умирала» вы как бы прощаетесь со старым театром. Даже название такое соответствующее. Ведь с приходом Мильграма театр стал другим, лучше или хуже – пусть в этом разбираются критики. Но интересно ваше мнение.

– Я так не считаю. театр жив всегда, он никогда не умрет, его не задавят ни кино, ни телевидение. Театр – это что-то необыкновенное, этого нельзя объяснить словами. И актеры – любопытный народ: есть работа – плачет, нет – тоже плачет. Актеры – счастливые люди, одна мечта у них в жизни уже исполнилась: кто стал актером, очень этого хотел. А спектакль «Пока она умирала» – один из моих любимых. – Что касается того, что много спектаклей снято с репертуара, то я могу сказать, что да, были спектакли, которые мы играли долгое время и от которых устали все: и зрители, и актеры. Иными словами, они как бы выработали свой ресурс. Роли со временем, если так можно выразиться, «замыливаются». Мы также изменились, подросли и повзрослели, если угодно. Когда-то все равно нужно было обновлять репертуар. Есть спектакли хорошие и разные, но они не соответствуют нынешней политике театра. Сейчас у нас новые режиссеры, разные постановки. Это правильно. Но должно быть так: выходит новый спектакль, значит, должен сниматься старый. А не все спектакли сразу. Вот, например, два новых спектакля – чеховская «Чайка» и «Божьи коровки» – совершенно непохожи друг на друга, у них разные стили, их поставили разные режиссеры, они написаны разными авторами… и в то же время существуют на одной сцене.

– А любимые роли у вас есть? Традиционный такой вопрос.

– Любимых ролей у меня нет, точнее, все мои роли – любимые. Так принято в театре. Ни один актер не хочет сыграть порученную ему роль плохо, даже если она изначально ему не нравилась. Я даже спорила на эту тему с одним режиссером, но мы не нашли общего языка. Я осталась при своем мнении.

Главный спектакль в жизни

– А первая ваша роль в Перми?

– Моя театральная жизнь в Перми началась с роли Анечки из «сельской жизни», Валентины из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» и Флорелы из «Учителя танцев» Лопе де Вега. Это было тогда, когда мы с мужем после окончания училища приехали сюда по приглашению Ивана Тимофеевича Бобылева, в то время главного режиссера. В театре тогда практически не было молодых актеров, и из Москвы в 1973 году приехало много выпускников разных училищ, начинающих актеров. Правда, кроме нас, никого не осталось. Вот и сейчас в театре много молодежи, есть среди них и мои ученики. И мы знаем, что молодежь очень талантлива, недаром им доверяются главные роли.

Можно было еще долго говорить о Театре: Лидия Александровна – прекрасный собеседник, но ее ждала подготовка к бенефису – возможно, самому главному спектаклю в ее жизни… «Я люблю не спектакль, а, скорей, подготовку к спектаклю…» – пел когда-то Андрей Макаревич.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка