№50 (352) 24 декабря 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№50 (352) 24 декабря 2004 года | Бюджет
Надежда Быстрых

Какая инфляция? Коммунизм!

Первая бюджетная «трехлетка» в Пермском крае вынудит перейти на отчеты «для галочки». Учимся «рисовать» цифры (хотя, вроде, это уже проходили).

Два ярких примера, символичные для всего, что связано с краевым бюджетом 2008-2010 годов. Один знакомый рассказывал, как их принимали в комсомол: он – отличник, подготовился, какую-то обязательную партийную грамоту учил, пришел в костюме, с цветами, а вместе с ним принимали еще троих не самых успешных ребят. Задали несколько вопросов, на которые ответил он один. А приняли… всех. Ему было обидно. А что вы хотите, «галочка»…

И вторая история не менее забавна: школьники в одном селе собирали огурцы и помидоры в теплицах (это называется «отработка»), соберут ведро и тащат к весам, руководитель «отработок» взвешивает: «Та-ак, 5 килограммов». И записывает в журнал: «5 кг 500 гр. ». Вечная «галочка»…

Я леплю из пластилина

«Это знаковое событие, еще не было в крае трехлетнего бюджета», – на пресс-конференции на прошлой неделе министр финансов Пермского края Алексей НОВИКОВ был крайне доволен собой, своей работой и «конструктивом», который удалось «найти» у депутатов. Где они его там искали, под парламентскими креслами, что ли?

Самым спорным моментом стала, естественно, зарплата бюджетников. Конечно, подобное раздражает. Почему-то без особых разногласий было принято решение об увеличении зарплат государственным чиновникам. Заметьте, не просто об индексации в соответствии с инфляцией, как в случае с врачами-учителями, а с РЕАЛЬНЫМ повышением. Бюджетники справедливо возмущались, что в течение трех лет оплата их труда будет оставаться на одном уровне. Во втором чтении с поправкой об индексации заработной платы в бюджетной сфере в соответствии с инфляцией вышел депутат Владимир РЫБАКИН. «Зарплата, – заявил он, – должна увеличиваться с января каждого года». Как на самом деле «решили» проблему?

Так как в ноябре этого года зарплату уже проиндексировали на 5% (при только официальном уровне инфляции в 12%), то этого хватит и на следующий год – сочли в администрации губернатора. Решено было: повысить зарплаты на 2,5% с 1 сентября следующего года и ввести отраслевую систему оплаты труда. По мнению экономистов пермского правительства, это даст повышение заработной платы в 2008 году ориентировочно на 8,3%. Такому росту зарплат никогда не обогнать (и даже не сравняться) с ростом инфляции, цены будут повышаться все равно быстрее и глобальнее, чем оплата труда.

Профсоюзы весь год на митингах и пикетах требовали проиндексировать оклады работников бюджетной сферы на 20 процентов. Это понятно: реальный уровень инфляции как раз таков. Но эти требования чиновники и законодатели проигнорировали.

Но «галочку»-то поставить уже можно! И подконтрольные СМИ бодро отчитались: «В последующие три года зарплата бюджетников будет расти!» Даже лукавством не назвать, так, просто обман.

Пластилин нежней, чем глина

Главная причина появления долгосрочного бюджета – таково пожелание президента. Среди преимуществ, пожалуй, только единые «правила игры» с федерацией.

Вообще с принятием главного финансового документа края было связано немало острых моментов и сложностей, кроме вопроса зарплаты работников бюджетной сферы. Вносилось много корректировок – с первого чтения порядка 250 поправок. Темпы роста бюджета остались очень низкие. В этом плане наш регион отстает от соседних субъектов федерации, например Екатеринбурга или Челябинска.

Общие доходы «трехлетнего» бюджета: 2008 г. – 57,1 млрд руб., 2009 г. – 57,6 млрд руб., 2010 г. – 60,5 млрд рублей. Собственные доходы: 2008 г. – 45,7 млрд руб., 2009 – 50,1 млрд руб., 2010 г. – 54,1 млрд рублей. Расходы: 2008 г. – 59,4 млрд руб., 2009 г. – 62,1 млрд руб., 2010 г. – 66,6 млрд рублей. Дефицит бюджета: 2008 г. – 4,9%, 2009 – 8,6%, 2010 г. – 10,9%.

Официальные цифры немного странные, так как дефицит бюджета 2007 года в регионе составил 14,6% и почти приблизился к предельному для субъектов РФ уровню – 15%. Но это же всего лишь цифры, нам не известно, что и кто из них лепит.

По словам Алексея Новикова, дефицит бюджета полностью обеспечен собственными источниками в виде переходящих свободных денежных средств, средствами от продажи имущества, а если понадобится, руководство края намерено кредитовать регион в коммерческих банках.

Администрация края рассчитывает на заключение долгосрочных договоров при формировании «трехлетки». С другой стороны, никто не говорит о том, как и между кем будут распределяться эти «длинные» деньги. Кому из подрядчиков выпадет такое счастье? И какие преференции получит от этого край, а может, конкретный чиновник?.. По словам Алексея Новикова, эти вопросы еще не проработаны и будут уточняться.

В таблице приведены наиболее крупные инвестиционные проекты по программе автодорожного строительства и программе развития на 2008-2010 годы

Если кукла выйдет плохо…

В связи с принятой законодателями инициативой Олега ЧИРКУНОВА по снижению ставки налога на прибыль в регионе на 4% изменится структура доходной части бюджета. Раньше налог на прибыль составлял 46% в общей структуре собственных доходов, в 2008 году его удельный вес снижается до 38%. Минусы очевидны уже сейчас. А плюсы? Ведь главная цель снижения – привлечение инвестиций в регион. Алексей Новиков не смог ответить на этот вопрос, но пообещал, что доклад о результатах проекта «24/20» будет готов в первом квартале следующего года.

С другой стороны, доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) возрастает с 23,9% до 30,3%. Что такое НДФЛ, знают все. Это налог, который платят граждане от зарплаты.

Алексею Новикову на пресс-конференции задали вопрос: «С чем связано увеличение доли НДФЛ в бюджете? С усилением собираемости налогов? А может, с тем, что предпринимателям теперь выгоднее платить полностью «белые» зарплаты, так как снять наличные стало очень сложно (банки берут комиссию до 6%)?» «Ни с тем, и ни с другим, – ответил Алексей Новиков. – Это связано с ростом доходов населения». Насчет «роста доходов» экономисты лишь странно улыбаются и пожимают плечами: Новикову виднее… А вообще среди ряда причин называют борьбу с вывозом «налички» из региона (владельцам предприятий выгоднее платить зарплаты полностью, и пусть со всей суммы, полученной работником, вычитают 13% подоходного налога) и ужесточение налоговых репрессий в отношении физических лиц (например, создание межбанковских комиссий, которые будут «сливать» нужную информацию налоговикам).

Назову ее – дуреха

Также НДФЛ – базовый налог в формировании бюджетов поселений, муниципальных образований, районов, городских округов. Значит, рассудили в министерстве финансов края, вырастет и общая бюджетная обеспеченность данных образований. И пусть тогда сами за себя и отвечают. «Мы за укрепление самостоятельности муниципалитетов», – заявил Новиков.

Последствием такой «самостоятельности» может стать хаос в городах и весях края. Вспомним хотя бы, как Добрянка, обладающая достаточным количеством приличного уровня специалистов, с бюджетом билась. А теперь территории (напомним: муниципальные районы, городские округа, сельские поселения) сами будут распределять, что им строить и во что бюджетные средства вкладывать.

Тем самым, политика губернатора Чиркунова под девизом: «поможем сильным – слабые сами загнутся» достигнет своего апофеоза.

Есть такой формат «184240» – формат распределения профицита. 18% направляется в виде дотаций из соответствующего фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов. 40% идет на выполнение региональных полномочий, выполнение инвестиционных программ. 42% распределяются между муниципалитетами на финансирование приоритетных региональных проектов (новая школа, муниципальные дороги, жилье) на подушевой основе. Сколько душ «прописано», столько денег и дадут… Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Подушевое финансирование приведет к тому, что народ станет «кучковаться» в территориях, где уже тесно, съезжать с насиженных мест. Первыми, естественно, сорвутся более мобильные группы населения – молодежь и предприниматели.

Причем руководители территорий самостоятельно должны будут управлять деньгами, выбирая, какой из проектов и в каком размере финансировать. Как им выбрать, что важнее – школа или дорога, Алексей Новиков объяснить не смог.

Просмотров: 216


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Транспорт
Зуб за зуб
Было дело
Я же говорил!
Недра
Экономические итоги
Конфликт
Бюджет
Эпистолярий
Прогноз
Финансовые инструменты
Аналитика
Колонка юриста
Хоккей
Политкомикс

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.