Не осталось ни рожек, ни ножек
№39 (391) 20 октября 2008 года
Автор: Надежда Быстрых
Как Олег Чиркунов оставляет пермяков без последнего муниципального предприятия.
Прощай, проезд за 9 рублей. Здравствуйте, частники, которые позволяют себе шантажировать мэрию и пассажиров. Теперь во время споров за тарифы не только автобусы, но и трамваи с троллейбусами встанут. А еще студентов откажутся возить по проездным... И будет «экономически обоснованный» тариф — 10 рублей, нет, лучше 12, а то и 15. Скажете, страшилки? Да нет, наша пермская, совсем недавняя история дает право делать именно такие выводы: приход «Новогора» – взлет тарифов, приход частных автоперевозчиков — взлет тарифов (и ежегодные конфликты с акциями протеста), приход частных компаний в ЖКХ — взлет тарифов и так далее, и тому подобное.
Работай, ГАИ, во славу бизнеса
Восстановим события. Изначально об эксперименте по «улучшению работы городского электротранспорта» заявил градоначальник Игорь ШУБИН. Он объявил, что в Перми появится «скоростная трамвайная линия», и, как обычно, размечтавшись, начал «рисовать» радужные перспективы про новые остановочные комплексы, про замену путей...
Цитируем мэра: « Четвертый трамвай — самый напряженный маршрут. Я хотел заменить там все трамваи, поставить на остановочных павильонах электронные табло, где будет указываться время до подхода следующего трамвая, поставить на все трамваи GPS-навигаторы, улучшить рельсовое хозяйство, но губернатор предложил двигаться пошагово и что-то сделать уже сейчас для улучшения работы электротранспорта».
Ничего не настораживает? А с чего это губернатор ЧИРКУНОВ вдруг вмешивается в абсолютно городской, хозяйственный вопрос? У него вообще свои «важные дела»: картошку продавать, например. Никаких социальных потрясений, связанных с трамваями, не было, кроме как в 2005 году, когда, узнав о монетизации льгот, пенсионеры легли на рельсы в знак протеста. Причем здесь губернатор?
Второе, что насторожило: уж слишком быстро и слаженно сработали городские чиновники. Как они прошли (или миновали) в такие сжатые сроки все положенные инстанции и этапы согласования изменений, не известно. Но сегодня частным автомобилям выезжать на трамвайные пути в центре города запрещено.
И хотя автомобилисты и сотрудники ГАИ считали, что эксперимент Шубина неосуществим, кое-что из планов мэр и губернатор в жизнь воплотили. Ясно, что с проектом мэра о восстановлении трамвайного движения через 15 минут после ДТП, ничего не получится. Существует приказ министра внутренних дел прибывать на место ДТП через 20 минут после поступления сообщения, но чаще всего экипажи ГИБДД появляются гораздо позже. К тому же необходимо составить карту места происшествия, внести в нее замеры.
«Люди и так разрываются, работают по праздникам и по выходным», – говорил начальник ГИБДД по Пермскому краю Николай КАЛИНИН. У милиции и так не хватает людей, сил, средств, что и говорить. Но двойную сплошную нарисовали, и сотрудников для контроля движения нашли...
В результате центр города стоит в пробках. Но Чиркунов свое поражение признавать не хочет, обвиняя во всем... сотрудников ГАИ, которые, по его мнению, не очень хорошие регулировщики! Про крайне низкую пропускную способность центральных улиц Перми, которая из-за сплошной, запрещающей выезд на трамвайные пути, стала и вовсе никудышной – ни слова. Про то, что силы и средства ГАИ распределены теперь крайне неравномерно, и этих экипажей с вынужденными регулировщиками будут теперь дожидаться где-нибудь в районе Центрального рынка еще дольше – ни слова.
И ведь самое обидное то, что истинная цель всех этих сомнительно положительных изменений, не избавление от пробок, не улучшение пропускной способности улиц, не улучшение качества проезда в горэлектротранспорте, а всего лишь очередной...
Сплошной обман
Сначала удивили очень уважительные объявления, появившиеся в трамваях: вроде, для ради вас, дорогие пассажиры, мы увеличили количество составов на маршруте №4, теперь время ожидания следующего трамвая составит не более 15 минут. Вот диалог с жительницей Перми, записанный корреспондентом «ПО» на прошлой неделе на остановке ЦУМ: «Что они там увеличили, не знаю. «Четверку» жду уже 37 минут! Замерзла вся». И ради этого стоило в центр города дислоцировать сотрудников ГАИ, отрывая их от более нужной работы?
Двойная сплошная — это сплошной обман. Как и то, что чиновники поедут на общественном транспорте. Давно пермяки не сталкивались с такой откровенной насмешкой.
Олег Чиркунов приказал министрам ездить на работу на общественном транспорте не реже одного раза в неделю. Интересно, какой гениальный пиарщик придумал такой ход?
Зато сомнения относительно благих намерений градоначальника и губернатора после таких «шуточек» исчезли (если они у кого-то вообще были). А вот сомнения в том, что «что-то тут не так» укрепились. И окончательным подтверждением не человеколюбивых мотивов руководителей обеих администраций стала появившаяся информация о приватизации МУП «Горэлектротранс».
Продать подороже! Вот из-за чего шумиха, изменения, вот зачем в центре города появились сотрудники ГАИ.
Так МУПу цену набивают
Активы «Горэлектротранса» за 2007 год составили около 600 млн рублей. МУП «Горэлектротранс» – это два трамвайных и одно троллейбусное депо, в общей сложности 24 маршрута. Несмотря на то, что предприятие завершило отчетный финансовый год с выручкой и прибылью, руководитель НП «Автоликон» Виктор ПОЗДЕЕВ в одном из интервью заявляет, что предприятие убыточно (?!) в силу того, что не может конкурировать с автобусами и маршрутками. Как можно сравнивать электротранспорт и автобусы, когда очевидно, что и структура затрат, и управление, и финансовые показатели, и содержание, и обслуживание — все разное. Наверное, можно, если быть заинтересованным в таком сравнении...
Схема известная до слез: со всех подконтрольных страниц и экранов будут твердить: предприятие убыточно, предприятие себя изжило, даже долги искусственные создадут для особо подозрительных правоохранительных органов. Меж тем и ребенку понятно, что после того, как все лето «повышали качество» поездок в горэлетротранспорте, привлекательность этого транспорта для коммерсантов возросла.
Так оно и случилось. Руководитель департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексей КОВЫЕВ заявил о намерениях передать на аутсорсинг часть услуг, выполняемых ремонтными депо, а также работы по содержанию и реконструкции трамвайных путей. Там, где мэрия дает укусить палец, не будет и всей руки. И следующим этапом будет передача на аутсорсинг (модное слово) всего подвижного состава.
Попытки перевести троллейбусы и трамваи на частные рельсы предпринимал и экс-мэр Аркадий КАМЕНЕВ. Но справился (вернее, расправился) он не без махинаций и протестных акций только с МУП «Пассажиравтотрас». Остается только напомнить, что эпизод с «Пассажиравтотрансом» в уголовном деле бывшего мэра все же имел место быть. Хотя вряд ли это остановит Чиркунова с Шубиным. Под их дудку начальник ГИБДД Калинин весело машет полосатой палочкой на перекрестке...