Нескорая «скорая»
№39 (391) 20 октября 2008 года
Автор: Аркадий Быков
С уничтожением муниципального парка санитарного транспорта мы рискуем оказаться в заложниках нового бизнеса – платных услуг «скорой помощи».
Муниципальные автобусы и общественные бани, аэродромы и кинотеатры, аптечные сети и общежития, водоканал и коммунальные службы – все это уже перешло в частные, но далеко не всегда честные руки. Лучше от этого никому не стало. Кроме владельцев рук. Сегодня очередь дошла до святого – и липкая от пота рука протянулась в сторону «скорой помощи».
Будет это хорошо?
Частные перевозчики с регулярностью раз в полгода задирают плату за проезд в городском автотранспорте. При этом говорить об улучшении качества перевозок не приходится. Напротив, приходится ужасаться. Всему. Нарушению графиков движения, меньшему, по сравнению с заявленным, количеству автобусов. Олег ЧИРКУНОВ – краса и гордость Прикамья, рассказывает анекдоты про автобусы-призраки. Про то, как их GPS-маячки катаются по маршрутам на велосипедах и мотороллерах. Про грязь в салонах и отвратительное хамство как водителей, так и кондукторов, не говорит лишь ленивый.
Евгений ФРИДМАН – до
2008 года глава некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков». Того самого союза, что контролировал около трети всех пермских пассажирских автобусных перевозок. А также руководил предприятием «Автоликон». Впрочем, похоже, этого г-ну Фридману показалось мало. Задолжав, говорят, приличную сумму партнерам по бизнесу, он создал предприятие «Феникс», которое, подобно одноименной птице, имеющей свойство возрождаться из пепла, видимо, должно вознести его на новую высоту. Евгений Фридман решил прибрать к рукам «скорую помощь». Уже две из семи городских подстанций обслуживаются автомобилями его предприятия. Вопрос в том – как?
Птица «Феникс»
Татьяна ШИШКИНА, начальник планово-экономического отдела муниципального предприятия санитарного транспорта:
– Мы – муниципальное предприятие. Имеем на балансе автомобили, оказываем учреждениям здравоохранения автотранспортные услуги. На данный момент у нас 235 автомобилей. В основном, марок «Газель», «Соболь», «Волга». Из 30 договоров с заказчиками, действовавших на начало года, сегодня у нас осталось только 15. Остальные ушли к «Фениксу». Нас просто душат.
Мы выставляем на аукционах свои котировки, свои цены на услуги. Непонятно как, но они сразу становятся известны ООО «Феникс». Его директор, Евгений Фридман, намеренно снижает свои котировки на очень незначительные суммы, от ста до тысячи рублей, и таким способом выигрывает лоты. Поэтому из действовавших на аукционе 16 сентября мы проиграли 2 лота на новые машины «скорой». Их выиграл «Феникс». Говорят, он взял их в лизинг. Сделать это городские власти могли бы предложить и нам. Мы муниципалы. Нас создал и, казалось бы, должен поддерживать город. Муниципальный заказ для нас во главе угла. Непонятно, почему городские власти решили обанкротить наше предприятие. На центральной подстанции – самой крупной – примерно 17 автомобилей. Она полностью укомплектована «Фиатами» «Феникса». В районных подстанциях примерно по 10 машин. Из них «Фиатами» укомплектована пока только подстанция Дзержинского района.
Когда Фридман захватит львиную долю рынка, а мы думаем, что это произойдет, сложится ситуация, когда мы не сможем содержать свой комплекс. И будем банкротами. А тогда «Фениксу» уже ничто не помешает заявлять свои требования. Коммерческого характера.
Ни машины, ни бензина…
«Феникс» работает очень странно. Такое ощущение, будто он берет автомобили в аренду у частных лиц на месяц, на два, а затем возвращает. Все это ненадежно. Он не производит впечатления добросовестного подрядчика. Вообще, налицо все признаки рейдерского захвата. Срок договоров, заключенных заказчиками как с нами, так и с ООО «Феникс», истекает через четыре месяца, то есть 31 января. Можно предположить, что к тому времени Евгений Фридман прикупит еще автомобилей. А значит, заберет оставшуюся часть муниципальных заказов. Это, учитывая включенный властями режим наибольшего благоприятствования его структуре, более, чем вероятно. Мы перестанем существовать. Речь, в первую очередь, идет о «скорой помощи». Еще до подписания договора с Фридманом мы говорили о том, что «скорая помощь» – единая на весь город служба. Недавно по «03», в центральную диспетчерскую службу пришел вызов. Из обслуживаемого «Фениксом» Дзержинского района. На Дзержинской подстанции говорят, что машин больше нет. Все заняты на вызовах. Тогда диспетчер перенаправляет вызов в Индустриальную или Кировскую подстанцию. С подстанции Кировского района уже сейчас поступают жалобы на то, что подстанция Дзержинского района не справляется с работой. У «фениксовских» жесткий лимит по бензину. Он кончился – и машины стоят. А вызовы обслуживать надо. Последняя жалоба с Кировской подстанции поступила вчера. Они опять работали на территории Дзержинского района. Куда денешься, это же «скорая». Людей ведь не бросишь. Думаю, ограничивать машины «скорой помощи» в топливе просто преступно. Мы никогда так не поступали.
Игорь ФРАНК, главный инженер муниципального предприятия санитарного транспорта:
– Наезд на наше предприятие идет с прошлого года. Фридман, которому непонятно от кого становилась известна стоимость наших котировок, сбивал цену на аукционах. Между тем, наше руководство – управление здравоохранения администрации города, говорит, что все идет правильно. Думаю, это делается с подачи городских властей. По существу, идет рейдерская атака. Устроителями конкурсов предъявляется множество требований к лотам. Требования ГОСТа строго определены. Но поставляемые «Фениксом» «Фиаты» им не вполне соответствуют. На это почему-то закрывают глаза. Например, клиренс – минимальное расстояние автомобиля до дорожного полотна, не должен быть меньше 175 миллиметров. А у «Фиатов» он лишь 155 миллиметров. Значит, проходимость автомобиля будет меньше. Это особенно актуально в зимних условиях. Между тем, с нашего предприятия спрос совсем иной. Все выверяют по миллиметру. И, если что-то не соответствует нормативам, безжалостно снимают с конкурса. Налицо двойные стандарты.
Кому это надо?
У Фридмана очень большая поддержка. К 1 октября, когда он выиграл конкурс и должен был предоставить машины, их не хватало, но об этом никто не сказал ни слова. Можно предположить, что было дано соответствующее распоряжение. Подстанции работали с нехваткой автомобилей. И наши машины обслуживали их территорию.
Тогда у них не хватало машин. Сейчас не хватает бензина. Совсем недавно одна из центральных детских больниц обратилась к нам с просьбой предоставить автомобиль. У этой больницы договор с «Фениксом». Они не предоставили автомобиль вовремя. Все кончится тем, что людям будут звонить и предупреждать: хотите машину – готовьте деньги.
Почему так происходит? Какой интерес РОНЗИНУ «двигать» «Феникс»? Ясно, что задействован бюджетный пирог, бюджетные деньги. Вот и все.
Татьяна Шишкина:
– Фридман вошел на рынок «скорой помощи» с осени прошлого года. И зарекомендовал себя не с лучшей стороны.
Похоже, все надеются на то, что скоро мы обанкротимся. В конечном итоге Фридман заберет весь рынок санитарного транспорта. Что за этим последует, угадать нетрудно. «Скорая помощь» будет платной. Как и все вокруг. Что самое интересное, плата за вызов «скорой» будет обусловлена требованием перевозчиков, а не врачей. И хоть Фридман уверяет, что уложится в те средства, которые выделяются государством, опыт реорганизации пассажирских перевозок говорит о другом. Аптеки раньше тоже были муниципальными. Сейчас в них почти невозможно приобрести бесплатные лекарства. Частным аптекам нет никакого интереса обслуживать льготников, а затем добиваться денежной компенсации из бюджета. Проще продавать все за деньги.
Кроме Ронзина передачу муниципальных заказов «Фениксу» лоббирует Аркадий КАЦ. Вообще, мое мнение, дело даже не в нем. Ниточки тянутся выше. Производят в России автомобили «Фиат» – надо их продвигать. Подводить под них госзаказ. Вот одна из причин. Скорее всего, между производителем автомобилей и вновь создаваемой структурой санитарного транспорта существует договоренность.