В августе он поручил вице-премьеру Надежде КОЧУРОВОЙ построить реабилитационный центр и школу для детей-инвалидов. А Кочурова на минувшей неделе распорядилась искать «подходящее» здание.
Но в Перми помещений, соответствующих строгим требованиям для таких учреждений, – нет. Школьная учеба для Кирилла ВЛАСЕНКО растянулась почти на 15 лет. Состояние его здоровья требовало постоянного лечения. В Перми специализированной медпомощи он получить не мог, приходилось уезжать в другие города, а лечение длилось и месяц, и три... Вот поэтому и нужны в Перми школа и реабилитационный центр, причем под одной крышей или рядом, – чтобы обучение детей с ограниченными возможностями здоровья так не растягивалось, а лечение имело эффект. Такой центр должен быть крупным – с разными специалистами, с бассейном… Пока же родители вынуждены возить больных детей из одного конца города в другой.
На минувшей неделе представители краевого министерства образования искали «подходящее» для школы и центра здание. Дорого строить новые – решили они.
Вот ведь как: выделить сотни миллионов на самопиар, автомобили, обеды-банкеты-кожаные папки – не дорого, а построить школу для детей-инвалидов – дорого…
Это только присказка
Речь идет о школе для детей-инвалидов, чья история уходит корнями в 2005 год. Тогда, заявив, что здание школы (ул. Рабоче-Крестьянская, 2) непригодно для образовательного процесса, краевые власти обрекли на обивание бесчисленных порогов и родителей, и педагогов.
Школа была уникальна: там обучались дети с разными формами инвалидности, со сложной структурой дефекта, например, ДЦП и порок сердца. И к каждому ребенку был найден подход.
Родители обращались к властям, депутатам, в СМИ, и в итоге отстояли школу. Учреждение перевели в здание молочной кухни (по документам, не сданном в экс-плуатацию в течение 16-ти лет) по адресу ш. Космонавтов, 181а.
Пять лет дети там отзанимались – и власть вновь принялась за старое. 16 сентября 2011 года вышел приказ о том, что краевая школа для детей-инвалидов реорганизована и присоединена к школе-интернату для детей с нарушением слуха, расположенной на окраине м/р-на Южный. Дети в срочном порядке были распределены по разным школам, в отдаленные районы города. Школу фактически ликвидировали.
В связи с реорганизацией возникла новая проблема – нехватка педагогов. Часть их сократили, а в школах, куда перевели детей, количество ставок не увеличили. Поэтому из прежних учителей остались единицы.
Чаяния услышаны?
В августе состоялось заседание Совета по делам инвалидов при губернаторе края. В результате встречи было принято просто революционное решение! Виктор БАСАРГИН принял решение о создании школы для детей-инвалидов и медицинского центра комплексной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья. Поручено все это реализовать вице-премьеру правительства края Надежде КОЧУРОВОЙ.
Родители воспрянули духом – надо же, много лет ими никто не занимался, а тут… «В Москве такой реабилитационный центр находится в самом центре, – говорят они. – Это центр патологии речи и нейрореабилитации, руководит им известнейший академик Виктор ШКЛОВСКИЙ. Туда закуплены новейшие аппараты «Локомат», – они обучают ходьбе при поражении опорно-двигательной системы. А у нас такого нет… В других регионах тоже существуют подобные центры».
Уже осенью, когда губернатор проводил встречу граждан в приемной президента РФ, к нему обратилась Людмила ВЛАСЕНКО, член инициативной группы родителей учащихся Пермской краевой школы для детей-инвалидов. Губернатор ответил, что уже определен финансовый ресурс, необходимый для начала работ по созданию реабилитационного центра. В планах краевого правительства сдать готовый объект уже к началу 2015 года.
Раиса КАССИНА, министр образования Пермского края, пояснила «ПО», что идет поиск подходящего под реабилитационный центр помещения: «Сложность в том, что нам нужно не только адаптировать здание под особые нужды людей с ограниченными возможностями здоровья, но и найти здание с достаточно большой прилегающей территорией. На сегодня оптимальных вариантов несколько, все они находятся в транспортной доступности, в черте города».
Была школа – и нет ее
Людмила Власенко говорит, что ее никто не приглашал поехать и посмотреть здания для школы: «По крайней мере, раньше мне говорили, что помещения я поеду смотреть с ними… В министерстве говорят, что школу и центр строить очень дорого. По их мнению, лучше найти легкодоступное географически помещение и перестроить его. Я говорю – отдайте, в таком случае, здание на ул. Островского, 60 (бывший угольный институт). Они говорят – это невозможно, оно продано».
По ее словам, в протоколе заседания Совета по делам инвалидов при губернаторе края значилось, что здание школы и центра должно быть построено к 1 января 2015 года. «У нас нет нормального реабилитационного центра именно для инвалидов. Но мы надеемся, что его все-таки построят. Причем нужно, чтобы в центре функционировали отделения для детей-инвалидов, подростков и взрослых. Нужно учитывать, что ребенок-инвалид детства – это одно, а ребенок, ставший инвалидом в более позднем возрасте, – это совсем другое; и со взрослыми так же. Здесь все дело в психологии…»
Что же касается школы, то, по словам Людмилы Власенко, здесь краевая администрация предлагала им и здание училища на ул. Ивана Франко (м/р Вышка II), и в Кировском районе, рядом с горбольницей № 21, и в других местах. Но все они достаточно отдалены от центра.
А пока детишки учатся кто где. Семь человек – в школе для глухонемых детей, остальные постигают азы учебы в специальных коррекционных школах № 155 (Кировский р-н) и № 154 (м/р Владимирский). Кроме того, несколько ребятишек обучаются в спецшколах № 18 (рядом с Драмтеатром) и 20 (ул. Нефтяников).
«Нашим детям нужны постоянные занятия с психологом, особенно тем, кто осознает свое состояние, – говорят родители. – Иначе у ребят возникает депрессия, появляются суицидальные мысли».
В общем, дети и педагоги разбросаны по всему городу. Нет той былой общности, которая была раньше, при единой школе. И конечно, главное «но»: «Пока власти решают нашу проблему, дети-то вырастают», – говорят родители.
Конечно, вся жизнь – борьба, и власти строят новые препятствия…
Это входит в задачи власти – усложнять жизнь детям-инвалидам? Это цели руководства региона?
обратная связь
Ответ министерства образования Пермского края
Работы по изучению возможностей размещения школы для детей-инвалидов и медицинского центра комплексной реабилитации для людей с ОВЗ только начались. Рассматриваются варианты использования уже имеющихся в Перми зданий. Планируется осмотр зданий, предложенных как варианты для школы. Необходимо произвести оценку объектов на предмет реконструкции здания для организации в них доступа лицам с ограниченными возможностями. Необходим анализ транспортной развязки по местам расположения объектов. Ближайшие работы – выезды на объекты – запланированы на период с 19 по 23 ноября 2012 г. Но специальной комиссии для осмотра зданий создаваться не будет.Поручения губернатора:
Как только объект будет определен, мы обязательно сообщим.
что еще проигнорируют?
Виктор Басаргин: «По проблемам инвалидов действует специальная региональная программа, однако этого явно недостаточно. Создание доступной среды для инвалидов считаю одним из приоритетов работе».
В крае 9160 детей-инвалидов до 18 лет. В каждом населенном пункте должно быть как минимум одно образовательное учреждение, готовое принимать таких детей. Губернатор поручил организовать хотя бы специальные классы для их обучения.
В специализированных школах должны быть подготовленные педколлективы, а с этим в регионе тоже беда. Для работы с детьми-инвалидами не хватает психологов, логопедов и других специалистов, особенно в глубинке.
Еще одна серьезная проблема – неприспособленность городской среды. В регионе для людей с ограниченными возможностями здоровья обустроено только 19% объектов. Для инвалидов по зрению вообще ничего не делается. Вместо пандусов швеллеры, якобы облегчающие спуск колясочнику. К кнопкам вызова человеку на коляске не подобраться. Нет и мест на парковках.
Виктор Басаргин дал поручение краевому министерству строительства: ни один новый объект не должен возводиться без учета требований безбарьерной среды.
Кроме того, нужен постоянный мониторинг трудностей, с которыми сталкиваются семьи инвалидов.
реабилитационные центры и школы для детей-инвалидов в Москве, Твери, Казани, Саратове, Донбассе... И закрытое здание бывшей школы для детей-инвалидов в Перми. Назовите главное отличие. Правильный ответ – равнодушие