Легкость исполнения – признак мастерства. Это вполне отражает творческий стиль джазмена Коваленко |
|
|
Гость нашей редакции – джазовый музыкант и композитор Виталий Коваленко.
Помните расхожую фразу, которой клеймили всех, кто играл чужеродную музыку: сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст? Верный соратник Сталина Андрей Жданов пошел еще дальше. «От саксофона до ножа – один шаг», – кричал он в своих пламенных речах. Джаз, как ни крути, музыка американская, и отношение к ней со стороны властей во времена «холодной войны» было соответствующее, то есть холодное. Хотя в 20-
30-е годы джаз в Союзе широко пропагандировался. Думается, из-за того, что джаз исполняли, в основном, угнетенные американцами негры.
Пару лет назад в беседе со мной перм-ский джазмен Валерий ПРОТАСЕВИЧ так охарактеризовал ситуацию с джазом в Прикамье: «Джаз – музыка демократичная, позволяет человеку проявить себя, раскрыть свою сущность, располагает к общению. В Перми нет обозначенного джазового пространства. Публика, несмотря на то, что в последнее время чувствуется тяга молодежи к джазу, эту музыку практически не знает. Потрясающие музыканты ничего не получают за свою игру, а многие из них находятся в забвении».
Гость редакции Виталий КОВАЛЕНКО – как раз один из тех немногих потрясающих музыкантов. Не будем пересказывать его биографию, а остановимся на его понимании этой достаточно сложной и, к сожалению, не очень популярной музыки.
– Виталий, почему все-таки вы выбрали джаз, а не рок или, к примеру, эстраду?
– Все началось с детства, когда мне в руки попалась болгарская пластинка, на которой были представлены лучшие джазовые пианисты Билл Эванс, Эрол Гарднер и другие.
Я учился в музыкальной школе № 2, изучал классику, но слушал джаз и хотел играть, как они.
В музучилище учился на фортепианном, «классическом», отделении, выступал в составе биг-бенда, которым руководил Евгений МАНЦЫРИН на эстрадном отделении. Эстрадники не любили меня за то, что я – «классик», а классики – за то, что играю джаз и эстраду.
Рок – музыка протеста, во всяком случае, для меня. А джаз – музыка свободы, выражение своего «я», он легко синтезируется с другими стилями. Джазу присуща спонтанность, полет мыслей и чувств, возможность сыграть то, что ощущаешь в данный момент.
Я люблю насыщенную диссонансную гармонию, плотные аккорды. В джазе тему можно изменить до неузнаваемости. И джаз дает возможность изменить само произведение.
– В каком стиле вы играете?
– Каждый новый стиль в джазе во-брал в себя все лучшее из старых. То есть музыканты уходят от простых форм к более сложным. Иными словами, сейчас мы имеем огромный арсенал выразительных средств.
Трудно бывает определить, в каком стиле играет тот или иной музыкант. Хотя есть оркестры и ансамбли, которые исполняют музыку в каком-то одном стиле, допустим, в свинге или в «традиции».
Так же и я.
– Вы играете произведения собственного сочинения?
– Своих пьес у меня всего семь. Я пока не чувствую, что могу сказать что-то новое. А в мире существует много другой хорошей музыки. Дело здесь не в сочинительстве, дело в другом: исполнитель привносит много личного в музыку, которую исполняет. Можно взять любую мелодию и сделать из нее развернутое джазовое произведение, в котором можно отразить свое видение окружающего мира, и вдобавок это будет окрашено собственным стилем и приемами игры.
Очень хорошо по этому поводу сказал Херби Хенкок: «В джазе очень важно найти свое лицо, и тогда ты сможешь играть свое или не свое произведение и раскрыть в нем свою индивидуальность». Взять, например, исполнителей академической музыки. Они не могут изменить произведение, скажем, Моцарта. Они должны играть в стиле Моцарта, передать атмосферу эпохи, а в идеале – и на аутентичных инструментах. И тогда, если все эти компоненты включая понимание личности композитора и его судьбы будут выполнены, то мы услышим самого композитора. Это очень ценно, прежде всего, для исполнителя. Чтобы овладеть этими приемами и техникой, надо много и глубоко учиться. Каждый стиль имеет свой набор приемов. Сейчас, например, я изучаю Гайдна, пытаюсь восполнить те моменты, которые прошли мимо в пору учебы.
– А в джазе?
– В джазе то же самое. В классике, играя Моцарта или Гайдна, мы должны использовать приемы в стиле Моцарта, и, взяв тему Моцарта для джазовой композиции, мы можем использовать любые приемы джаза и не только джаза, составляя из этих приемов ту палитру звуков, которая нам поможет выразить мысли, ощущения, присущие композитору.
– Ваши учителя в джазе? Их, наверное, было много, раз ваша музыка разностилевая?
– Я на концертах бываю редко, но в 2006-м послушал Бобби Макферрина в Санкт-Петербурге и долго находился под впечатлением, очень долго хотел сохранить ощущение, которое испытал на концерте. В 2011 году, уже в Перми, судьба свела меня с Леонидом ЧИЖИКОМ. После общения с ним у меня расширились горизонты. Он помог мне
определиться с поиском музыкального пути. И через некоторое время я понял, что указанный им путь близок мне. Надеюсь, что скоро увижусь с ним в Германии – хочу пройти у него курс. У него есть чему поучиться.
– Расскажите о вашем предстоящем концерте.
– Концерт «Джазовый монолог» будет состоять из разных стилей, от джазовых стандартов до босановы, из разных моих программ, из разных произведений, своих и чужих. Идея концерта зародилась давно – как итог более чем десятилетней деятельности.
С другой стороны, это начало – начало сольного исполнения на новом уровне. Хочу показать джаз в разных ипостасях, но именно через рояль, как это может звучать только на рояле.
Сольная игра на рояле притягивала меня давно. Мне тесно в ансамбле. Мне хочется что-то изменить, а в ансамбле это невозможно. Помимо меня там есть другие музыканты, которые предлагают что-то свое, индивидуальное, и к ним нужно прислушиваться.
Кто-то, прочитав наш материал и посетив 13 декабря концерт Виталия Коваленко, возможно, изменит свое отношение к этой музыке.
А там и джаз в Прикамье, глядишь, выйдет из забвения.
комментарии
Екатерина БАТАЛИНА-КОРНЕВА, доцент ПГИИКа:
– Виталий Коваленко – яркий, талантливый музыкант, обладающий индивидуальным стилем, создающий оригинальные сольные программы. Например, проект «Классика в джазе», с которым он выступал перед учащимися детских музыкальных школ Перми и Пермского края, состоял из авторских аранжировок популярных классических произведений, выполненных в разных джазовых стилях и манерах. Кроме того, Виталий охотно выступает в различных инструментальных составах, работает с джазовыми вокалистами. Известность в свое время имело джазовое трио «Модуль», созданное им.
Ольга ВЫГУЗОВА, руководитель хора «Млада», заслуженный деятель искусств РФ:
– Прежде всего, он – профессионал. Мне нравится он своим деликатным отношением к звуку. Ему присущи особые чувство вкуса и чувство меры. Такое редко встречается. Плюс полное отсутствие профессионального пафоса. Это тот самый случай, когда профессия совпала с хобби. И бремя выбранной профессии его не тяготит. Он, как Моцар