№47 (597) 24 ноября 2012 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№47 (597) 24 ноября 2012 года | Откровенный разговор
Екатерина ОБОРИНА

Музыка свободы

Легкость исполнения – признак мастерства. Это вполне отражает творческий стиль джазмена Коваленко
Легкость исполнения – признак мастерства. Это вполне отражает творческий стиль джазмена Коваленко

Гость нашей редакции – джазовый музыкант и композитор Виталий Коваленко.

Помните расхожую фразу, которой клеймили всех, кто играл чужеродную музыку: сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст? Верный соратник Сталина Андрей Жданов пошел еще дальше. «От саксофона до ножа – один шаг», – кричал он в своих пламенных речах. Джаз, как ни крути, музыка американская, и отношение к ней со стороны властей во времена «холодной войны» было соответствующее, то есть холодное. Хотя в 20-

30-е годы джаз в Союзе широко пропагандировался. Думается, из-за того, что джаз исполняли, в основном, угнетенные американцами негры.

Пару лет назад в беседе со мной перм-ский джазмен Валерий ПРОТАСЕВИЧ так охарактеризовал ситуацию с джазом в Прикамье: «Джаз – музыка демократичная, позволяет человеку проявить себя, раскрыть свою сущность, располагает к общению. В Перми нет обозначенного джазового пространства. Публика, несмотря на то, что в последнее время чувствуется тяга молодежи к джазу, эту музыку практически не знает. Потрясающие музыканты ничего не получают за свою игру, а многие из них находятся в забвении».

Гость редакции Виталий КОВАЛЕНКО – как раз один из тех немногих потрясающих музыкантов. Не будем пересказывать его биографию, а остановимся на его понимании этой достаточно сложной и, к сожалению, не очень популярной музыки.


– Виталий, почему все-таки вы выбрали джаз, а не рок или, к примеру, эстраду?

– Все началось с детства, когда мне в руки попалась болгарская пластинка, на которой были представлены лучшие джазовые пианисты Билл Эванс, Эрол Гарднер и другие.

Я учился в музыкальной школе № 2, изучал классику, но слушал джаз и хотел играть, как они.

В музучилище учился на фортепианном, «классическом», отделении, выступал в составе биг-бенда, которым руководил Евгений МАНЦЫРИН на эстрадном отделении. Эстрадники не любили меня за то, что я – «классик», а классики – за то, что играю джаз и эстраду.

Рок – музыка протеста, во всяком случае, для меня. А джаз – музыка свободы, выражение своего «я», он легко синтезируется с другими стилями. Джазу присуща спонтанность, полет мыслей и чувств, возможность сыграть то, что ощущаешь в данный момент.

Я люблю насыщенную диссонансную гармонию, плотные аккорды. В джазе тему можно изменить до неузнаваемости. И джаз дает возможность изменить само произведение.


– В каком стиле вы играете?

– Каждый новый стиль в джазе во-брал в себя все лучшее из старых. То есть музыканты уходят от простых форм к более сложным. Иными словами, сейчас мы имеем огромный арсенал выразительных средств.

Трудно бывает определить, в каком стиле играет тот или иной музыкант. Хотя есть оркестры и ансамбли, которые исполняют музыку в каком-то одном стиле, допустим, в свинге или в «традиции».

Так же и я.

– Вы играете произведения собственного сочинения?

– Своих пьес у меня всего семь. Я пока не чувствую, что могу сказать что-то новое. А в мире существует много другой хорошей музыки. Дело здесь не в сочинительстве, дело в другом: исполнитель привносит много личного в музыку, которую исполняет. Можно взять любую мелодию и сделать из нее развернутое джазовое произведение, в котором можно отразить свое видение окружающего мира, и вдобавок это будет окрашено собственным стилем и приемами игры.

Очень хорошо по этому поводу сказал Херби Хенкок: «В джазе очень важно найти свое лицо, и тогда ты сможешь играть свое или не свое произведение и раскрыть в нем свою индивидуальность». Взять, например, исполнителей академической музыки. Они не могут изменить произведение, скажем, Моцарта. Они должны играть в стиле Моцарта, передать атмосферу эпохи, а в идеале – и на аутентичных инструментах. И тогда, если все эти компоненты включая понимание личности композитора и его судьбы будут выполнены, то мы услышим самого композитора. Это очень ценно, прежде всего, для исполнителя. Чтобы овладеть этими приемами и техникой, надо много и глубоко учиться. Каждый стиль имеет свой набор приемов. Сейчас, например, я изучаю Гайдна, пытаюсь восполнить те моменты, которые прошли мимо в пору учебы.


– А в джазе?

– В джазе то же самое. В классике, играя Моцарта или Гайдна, мы должны использовать приемы в стиле Моцарта, и, взяв тему Моцарта для джазовой композиции, мы можем использовать любые приемы джаза и не только джаза, составляя из этих приемов ту палитру звуков, которая нам поможет выразить мысли, ощущения, присущие композитору.


– Ваши учителя в джазе? Их, наверное, было много, раз ваша музыка разностилевая?

– Я на концертах бываю редко, но в 2006-м послушал Бобби Макферрина в Санкт-Петербурге и долго находился под впечатлением, очень долго хотел сохранить ощущение, которое испытал на концерте. В 2011 году, уже в Перми, судьба свела меня с Леонидом ЧИЖИКОМ. После общения с ним у меня расширились горизонты. Он помог мне

определиться с поиском музыкального пути. И через некоторое время я понял, что указанный им путь близок мне. Надеюсь, что скоро увижусь с ним в Германии – хочу пройти у него курс. У него есть чему поучиться.


– Расскажите о вашем предстоящем концерте.

– Концерт «Джазовый монолог» будет состоять из разных стилей, от джазовых стандартов до босановы, из разных моих программ, из разных произведений, своих и чужих. Идея концерта зародилась давно – как итог более чем десятилетней деятельности.

С другой стороны, это начало – начало сольного исполнения на новом уровне. Хочу показать джаз в разных ипостасях, но именно через рояль, как это может звучать только на рояле.

Сольная игра на рояле притягивала меня давно. Мне тесно в ансамбле. Мне хочется что-то изменить, а в ансамбле это невозможно. Помимо меня там есть другие музыканты, которые предлагают что-то свое, индивидуальное, и к ним нужно прислушиваться.

Кто-то, прочитав наш материал и посетив 13 декабря концерт Виталия Коваленко, возможно, изменит свое отношение к этой музыке.

А там и джаз в Прикамье, глядишь, выйдет из забвения.

комментарии

Екатерина БАТАЛИНА-КОРНЕВА, доцент ПГИИКа:

– Виталий Коваленко – яркий, талантливый музыкант, обладающий индивидуальным стилем, создающий оригинальные сольные программы. Например, проект «Классика в джазе», с которым он выступал перед учащимися детских музыкальных школ Перми и Пермского края, состоял из авторских аранжировок популярных классических произведений, выполненных в разных джазовых стилях и манерах. Кроме того, Виталий охотно выступает в различных инструментальных составах, работает с джазовыми вокалистами. Известность в свое время имело джазовое трио «Модуль», созданное им.


Ольга ВЫГУЗОВА, руководитель хора «Млада», заслуженный деятель искусств РФ:

– Прежде всего, он – профессионал. Мне нравится он своим деликатным отношением к звуку. Ему присущи особые чувство вкуса и чувство меры. Такое редко встречается. Плюс полное отсутствие профессионального пафоса. Это тот самый случай, когда профессия совпала с хобби. И бремя выбранной профессии его не тяготит. Он, как Моцар

Просмотров: 526


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
репортаж
комментарии НЕДЕЛИ
конфликт интересов
vip-визит
Образование
политгеометрия
расследование
Бюджет
финансы
нарочно не придумаешь
протест
Откровенный разговор
колонка редакции
наш герой

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта