Законодательное и исполнительное руководство региона решило не напрягаться в поиске денег для наполнения казны, а обойтись кредитами. В результате бюджет региона, как всегда, будет бракованным.
Очень странно, что краевое правительство при верстке бюджета игнорирует дополнительные финансовые возможности. Можно было бы значительно повысить доходность за счет точного прогнозирования, уменьшения неразумных трат, отмены неэффективных налоговых льгот и ряда других мер.
Игра с цифрами
Очередное обсуждение поправок в бюджет в Законодательном собрании началось чуть ли не с анекдота. Во время обсуждения затрат на эстафету олимпийского огня (17 млн руб.) возник вопрос о новом аэростате. Зачем нам аэростат, спрашивали депутаты, есть же хороший шар с надписью «Пермский край», правда, он в частных руках, но мы можем его в аренду взять. Как оказалось, «Пермский край» не может быть использован потому, что имеет пробоину в боку. Пробоину, равную дефициту обсуждаемого депутатами бюджета.
Действительно, принятый в первом чтении бюджет края на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов требует серьезной доработки. Напомним, общая сумма доходов прогнозируется на 2013 год в объеме 86,3 млрд руб. Из них 48,6% составляет налог на прибыль организаций, 23,6% налог на доходы физических лиц, акцизы – 12,6%, 10% налог на имущество.
Расходы краевого бюджета на 2013 год запланированы в объеме 93,4 млрд руб. В структуре расходов проекта краевого бюджета наибольшую долю составят: социальная политика – 20,9%, здравоохранение – 20,6%, образование – 19,9%, национальная экономика – 13,4%, межбюджетные трансферты – 13,1%. Образовавшийся дефицит в 8,9% правительство края предлагает покрывать за счет привлечения кредитов банков: в 2013 году планируют занять 7,1 млрд руб., в 2014-м – 14,5 млрд руб., в 2015-м – 22,8 млрд руб.
Ресурсы есть
Как отмечают эксперты, не все возможности задействованы, не все ресурсы исчерпаны. Предполагается, что поступления от налога на прибыль организаций возрастут на 7,5%. Однако, по мнению краевой Контрольно-счетной палаты (КСП), из года в год прогнозная оценка налогооблагаемой прибыли бюджетообразующих предприятий края значительно расходится с фактическими данными, что приводит к систематическому занижению прогноза поступлений налога на прибыль в бюджет. Так, в 2011 году достоверность такого прогноза (прогноз к факту) составляла 69,6%. Тогда как в общемировой практике прогноз считается недостоверным, если расхождение составляет более 10%.
Доходную часть краевого бюджета-2013 можно увеличить не менее чем на 2 млрд руб. только за счет более точного прогнозирования налога на прибыль.
Кроме того, в крае с 2006 года существует льготная ставка по налогу на прибыль (13,5% вместо 18%) для всех предприятий. Не раз звучало мнение, что данная льгота не имеет существенного значения ни для поддержки малых (прибыли нет), ни крупных предприятий. Из высвобождаемых средств на модернизацию производства предприятия направляют только 25%. В то время бюджет края потерял с 2006 по 2011 год 41,7 млрд руб. (в среднем 7 млрд руб./год).
По оценке КСП, недопоступление налога на прибыль организаций в краевой бюджет за 2013-2015 годы составит около 38 млрд руб.
Зарезервировали. Но освоим ли?
Серьезная проблема для освоения бюджета – резервирование средств за целевыми программами. Дело в том, что из 11 программ, на которые средства зарезервированы, по 6-ти нет даже концепции, т.е. существует реальный риск, что средства не будут освоены. Всего в 2013 году на целевые программы требуется 5,4 млрд руб., а зарезервировано 8,1 млрд руб. – больше, чем необходимо (обеспеченность средствами на 148,2%).
КСП ежегодно отмечает, что создание данных резервов осуществлено с нарушением бюджетного законодательства, которое запрещает их формирование. Но для депутатов нарушение Бюджетного кодекса становится уже нормой, решения принимаются популистские.
Например, на одной из по-следних рабочих групп было предложено исключить расходы на программу «Развитие образования Пермского каря» в связи с тем, что программа не принята. Депутаты оставили средства зарезервированными, потому что опасаются общественного мнения. Хотя, по воспоминаниям того же вице-премьера Надежды КОЧУРОВОЙ, прошлая программа готовилась полтора года. Если такая же участь постигнет вновь создаваемую программу, то зарезервированные средства будут переходить из одного бюджетного года в другой, вместо того чтобы быть потраченными с наибольшей эффективностью.
На что бы еще потратить?
Всего на общегосударственные вопросы, в том числе функционирование органов власти, бюджет израсходует в 2013 году 6,6 млрд руб., к примеру 184 млн пойдет на аппарат губернатора, 513 млн руб. – на Заксобрание.
Есть в бюджете траты, напротив которых так и хочется поставить три вопросительных знака. Интересно, что это за «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов», и почему на то, чтобы научиться эффективно тратить деньги налогоплательщиков, надо израсходовать 155 млн руб.?
Вот еще – «Конкурс глав муниципальных районов и городских округов по достижению наилучших результатов управленческой деятельности». Зачем дополнительно проводить конкурс и тратить 119 млн руб. на то, что и так записано в функциях управления? Неужели за зарплату чиновники уже не соглашаются работать, и их надо мотивировать еще и конкурсами?
Кроме того, на собственный пиар власти планируют потратить 93,7 млн руб. Столько получат СМИ, с которыми краевая администрация собирается делить пресс-пирог.
«ПО» уже писал о трех автомобилях для кортежа губернатора за 3,5 млн руб. каждый и о планируемой закупке авто для министров на общую сумму
30 млн руб. Депутатов будут возить на автомобилях люкс-класса со стоимостью услуги от 800 руб./час. Столоваться же чиновники и их гости планируют только в ресторанах: на еду потратят 7,42 млн руб.
Получается, что чиновники пока не готовы серьезно пересматривать свои траты и расходовать бюджет эффективно, если любой дефицит можно покрыть за счет коммерческих кредитов, по которым, в конечном итоге, придется расплачиваться опять же налогоплательщикам. Так что пробоину заделывать придется нам.
в тему
Скинули 40 миллионов
– История с финансированием ПЦРД длится три года, – вполне спокойно представил свою поправку депутат Вадим ЧЕБЫКИН. В это время в ПЦРД вздрогнули, и было от чего. – Комитет по экономической политике проводил выездное заседание в ПЦРД, где мы заслушали Контрольно-счетную палату по результатам проверки, заслушали менеджмент, и поскольку замечаний было много, сделали предложение руководству ПЦРД в ноябре на профильном заседании защитить бюджетирование, то есть сделать технико-экономическое обоснование бюджетных затрат.
Ровно неделю назад комитет по экономической политике рассмотрел представленный документ. ТЭО было на двух страничках: ни по форме, ни по содержанию ТЭО нас не устроило, и решение комитета – не ратифицировать эти затраты.
Депутаты приняли поправку Чебыкина и уменьшили бюджет ПЦРД сразу на 40 млн руб. – с 50 до 10.