По словам главврача Ларисы Евстифеевой, в этом году поликлинике № 1 выделили 7,8 млн руб. на ремонт кровли и разработку ПСД на вентиляцию. Но если бы новое здание было уже построено, лишних расходов удалось бы избежать. Вот вам и бюджетная эффектив |
|
|
...деньги налогоплательщиков, а карман – почему-то чиновников. Бюджет Перми на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов снова не ориентирован на результат.
Целевого подхода в формировании бюджета нет, но есть деньги, которые запланировано потратить. Приведем пример.
Лариса ЕВСТИФЕЕВА, главврач городской поликлиники
№ 1, рассказывает, что здание поликлиники на ул. Пермской, 45 требует ремонта и реставрации. На это нужны значительные средства. Раньше на его ремонт деньги в полном объеме не выделялись. Но чтобы учреждение продолжало работать, в здании в 2013 и 2014 годах будет проводиться капремонт.
Лариса Евстифеева рассказывает, что сейчас заканчивается разработка ПСД на строительство поликлиники. Но когда учреждение переедет в новое здание – главврач ответить не может, хотя планировалось это в 2013 году.
От редакции: Переезд в новое помещение, которое должны были возвести на ул. Ленина, 16, между прочим, планировался в 2011 году. Вот и латают дыры: вместо того чтобы разработать ПСД, строго следить за расходованием средств, построить наконец поликлинику – пермская мэрия тратит и тратит на ремонт… Лучше бы ускорили возведение здания. Если бы правильные цели ставились, наверное, новая здравница давно была бы возведена. И так зачастую затягиваются все важнейшие социальные объекты.
Тран-Жирно
Мы задаемся вопросами о целях расходования денег налогоплательщиков. Почему, например, в 2013 году в городе будет сделан текущий ремонт на
542 тыс. кв. метров дорог, а не больше и не меньше? Непонятно. В конце года всякий раз возникают остатки, которые приходится срочно перераспределять, сроки сдачи объектов переносятся. Почему? Потому что за недостижение целей никто(!) не несет ответственности.
Да и целей-то нет. К примеру – новый корпус детской хирургии горбольницы № 15 (обещают открыть 1 декабря). Сколько времени тянулась эпопея с его строительством! В конце прошлого года выяснилось, что забыли в проекте подключение корпуса к электрическим сетям. И что? Перенесли строительство – и еще почти год «заканчивали».
Очевидно, что такая цель – просто потратить деньги – не может быть залогом успеха.
Как отмечала Надежда АГИШЕВА, финансовый директор ИК «Ермак», в отчетах контрольно-счетной палаты (КСП) Перми об исполнении бюджета нет информации о достигнутых показателях социальной эффективности. Проверки КСП постоянно выявляют низкое качество разработки различных программ.
Когда будут сформированы цели и определены показатели бюджета, контроль станет полноценным инструментом управления, а бюджет – направленным на результат.
На минувшей неделе на пленарном заседании гордумы депутаты приняли проект бюджета Перми на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Его основные параметры (доходы и расходы) запланированы в 2013 году на уровне 21,4 млн руб., в 2014 году – 22 млн руб., в 2015 году – 22,5 млн руб.
По словам депутата Дмитрия МАЛЮТИНА, городская мэрия не предоставила народным избранникам прогнозный план приватизируемого имущества по бюджету на 3-летний период, хотя такая договоренность была. Как без этого можно формировать доходы бюджета?
Оказалось, список этих объектов готов не полностью. Депутат таким ответом остался недоволен. КСП также указала, чтобы администрация до 1 марта 2013 года внесла в гордуму на утверждение проект плана приватизации.
Палаты «контрольная» и народная
Динамика поступления доходов с 2011 по 2015 год показывает, что доля налоговых доходов увеличивается с 65 до 68%, а доля неналоговых уменьшается с 11 до 6%. Конечно, налоги собрать проще, чем эффективно использовать городское имущество и земли.
Мария БАТУЕВА, председатель КСП Перми, отметила, что «наконец-то» большая часть расходов бюджета сформирована на основе муниципальных заданий, исходя из стоимости муниципальной услуги и количества ее получателей. На основе чего и кем сформированы муниципальные задания – отдельная песня.
Подключилась и общественность к обсуждению главного финансового документа города. В мэрии состоялись публичные слушания по бюджету. На выступления экспертов и общественников отводилось по 5 минут, что крайне мало для изложения оценки документа. По словам Надежды Агишевой, представляющей Народную счетную палату, на слушаниях глубинного обсуждения документа не было, шансов на изменение каких-либо статей нет. Кроме того, приоритеты бюджета не подвергались доскональному обсуждению, общественного контроля за ним нет.
Надежда Агишева: «Мы должны обсуждать систему муниципального управления в Перми. Из-за того, что в Перми еще нет городской стратегии развития, нарушаются требования Устава города и бюджетного законодательства, которое связывает формирование бюджета с показателями программы социально-экономического развития города».
По мнению членов Народной счетной палаты, куда входят Надежда Агишева, общественные деятели Денис ГАЛИЦКИЙ, Александр ГРИГОРЕНКО и Михаил КАСИМОВ, анализировать бюджет надо, сопоставляя трехлетний бюджет со стратегией развития города.
Например, на дорожное хозяйство планируется потратить в 2013 году 2,3 млрд руб. Единственный «дорожный» показатель в бюджете – это доля дорог в нормативном состоянии от общей площади дорожного покрытия. В стратегии развития Перми тоже единственный показатель, связанный с дорожным хозяйством, – количество ДТП. Как такая цель связана с количеством выделяемых на ремонт дорог средств?
Из-за «несостыковки» показателей анализировать затраты на дорожное хозяйство невозможно.
У Народной счетной палаты возникает вопрос и о затратах на соцполитику (2 млрд 600 тыс. руб.). Ведь почти 2 млрд уйдут на программу «Мамин выбор». Получается, что именно родители дошколят особенно остро нуждаются в соцподдержке. Так ли это?
Пермь получит бюджет без целей, но с запланированными расходами. Поэтому не удивляйтесь, если к концу 2013 года окажется, что ремонт в жилых домах проведен с серьезными нарушениями, а новая дорога «тает» весной вместе со снегом.
А вдоль дороги вообще никого... тишина...
За порядком на перм-ском Арбате с 22 октября по 21 декабря должны следить 4 охранника компании «Айкон». Дежурить там нужно круглосуточно. Стоимость работ – почти 300 тыс. руб. Все бы хорошо, но 4 охранника на один квартал – многовато. Особенно, если учесть, что осенью и зимой пешеходная зона обычно пустует. Пользуется популярностью местный Арбат летом и поздней весной.
Вот и задумываешься: а ведь можно было организовать охрану улицы за меньшие деньги и сэкономить!
Корреспонденты «ПО»охранников на пустынной улице и вовсе не обнаружили.
комментарии
Даешь контроль!
Надежда АГИШЕВА, финансовый директор ИК «Ермак»:
– Ведомственные целевые программы не проходят через «депутатский» контроль, в отличие от долгосрочных целевых. Так, из 21 млрд рублей бюджета только 600 млн проходят системный контроль депутатов. Необходимо увеличить контроль гордумы за деятельностью администрации.
Бюджет – не единственный инструмент городского самоуправления, но важный. Это зеркало, в котором мы видим все очевидные проблемы, самая важная из них – отсутствие стратегии развития Перми. Заявления о социально-ориентированном бюджете и о том, что средств мало, – не совсем отражают суть. Городу нужен разговор о том, как определяются приоритеты. Нужны также экспертные мнения по отраслям и группам проблем, жесткий контроль за бюджетом со стороны гордумы, современный подход к формированию доходов бюджета и использование современных инструментов для его анализа.
Нужна обоснованность
Мария БАТУЕВА, председатель Контрольно-счетной палаты Перми:
– Проект бюджета обеспечил более системный подход к формированию инвестсоставляющей. Однако анализ бюджетных инвестиций показывает свертывание планов развития города. Объем планируемых расходов с 2010 по 2015 год уменьшился на 1,7 раза.
Около 15% расходов городского бюджета, в нарушение Бюджетного кодекса, не подтверждено нормативными правовыми актами, не подтверждена их обоснованность. В бюджете на 2013 год выявлены необоснованно запланированные ассигнования: из-за завышения контингента учащихся, стоимости капремонтов, отдельных муниципальных услуг, протяженности сети уличного освещения. Есть и заниженные объемы расходов, связанные с неверным определением стоимости работ по планировке территорий, с непредусмотренными средствами на капремонт трамвайных путей и проведение дополнительных выборов депутатов гордумы. Кроме того, проектом допущены нарушения по формированию реестра расходных обязательств Перми и бюджетной классификации в части расходов. Есть вопросы по наделению администрации правом распределять остатки неиспользованных средств. Возможно, более целесообразно вернуться к практике, когда дума сама решает, как распределить эти деньги.
И у края проблемы
Владимир ШУКЛЕЦОВ, зам. председателя Контрольно-счетной
палаты Пермского края:
– Бюджет, ориентированный на результат, должен быть программным бюджетом, который формируется на основе программ, а в них устанавливаются целевые показатели. К сожалению, пока не приходится говорить о программном бюджете на федеральном, региональном, тем более, местном уровнях. В бюджете региона сейчас всего 8% краевых долгосрочных программ.
Владимир ПУТИН в своем бюджетном послании сказал, что с 2014 года бюджет должен стать программным. Однако сегодня приходится сомневаться в том, что это требование будет выполнено. Например, из 14 краевых программ пока принята только половина.
Маловато на капремонт
Олег БУРДИН, депутат Пермской городской думы:
– Еще на «нулевом» чтении обращал внимание на то, что недостаточно средств выделено на капремонт многоквартирных домов. Необходимо сконцентрироваться на том, чтобы привести жилой фонд в нормативное состояние. 50 млн рублей явно недостаточно! Мы просто еще раз признаемся, что сворачиваем программу капитального ремонта домов… Зато хотим реализовать дорогие инвестпроекты: строительство зоопарка, набережной, эспланады. Это точно приведет к непониманию со стороны жителей города и раздражению.
Предлагаю пересмотреть размер средств на капремонты домов.
«Мы освоили…» – звучит комично
Дмитрий МАХОНИН, руководитель Пермского УФАС России:
– В краевое УФАС в год поступает 1200-1500 обращений о нарушении законодательства во время проведения конкурсных процедур. 45-50% из них обоснованные, причем больше всего обращений из Перми.
Начинать надо с того, что нет четких механизмов по определению начальной цены контракта. Как она определяется? УФАС не полномочно рассматривать эти вопросы. Контрольно-счетная палата иногда выявляет подобные нарушения, однако в целом механизм выявления оставляет желать лучшего.
Торги, прошедшие с нарушениями, аннулируются, причем нарушения носят типичный системный характер. Выражение «мы освоили бюджет» уже звучит, по меньшей мере, комично, ведь эта фраза не всегда значит, что средства потрачены эффективно. Подрядчик выполнил работу плохо, акт приемки подписан, а ответственности никто не несет. На переделывание расходуются лишние бюджетные средства.
Нарушения в конкурсных процедурах связаны как с незнанием нормативных актов в этой сфере, так и со злоупотреблением, когда условия контракта позволяют «выиграть» определенному подрядчику. Размещением госзаказа должны заниматься профессионалы.