Олег Боровик намерен разбираться с частными перевозчиками именно таким способом.
Провести прокурорское расследование работы предприятий ООО «М-08» и ООО «М-36» попросили несколько десятков жителей поселка Новые Ляды в письме, отправленном на минувшей неделе в областную прокуратуру. Причиной коллективной челобитной стала отвратительная работа городских автобусных маршрутов № 34 и 41т, соединяющих поселок с областным центром.
Новые Ляды, несмотря на 30-километровую удаленность, тоже часть города. Можно сказать, что именно 9 с лишним тысяч жителей поселка и не дают пока Перми выйти из списка городов-«миллионников». Возможно, понимание этого факта наконец-то и заставило городские власти в марте 2004 года запустить сюда два городских «пятирублевых» автобуса. Для сравнения: до Новых Лядов можно добраться и на пригородных автобусах, но там билет стоит в 4 раза дороже. На них месячный проезд для массы учащихся, студентов, пенсионеров, да и просто работающих в центре выливался бы в неподъемную сумму.
Однако новые городские маршруты оказались убыточными для владельцев и сущим наказанием для пассажиров. Опоздания или отмены рейсов маршрута № 34 без предупреждения стали обычным делом. Не одному десятку жителей поселка довелось вытанцовывать кадриль на промороженных остановках в ожидании запропастившегося где-то рейса. Но когда автобус приходил, кадриль уже не спасала. В салонах гораздо правильнее было перейти на гопак, поскольку единственное отапливаемое место в них – водительская кабина.
Жители Новых Лядов помнят не один случай наподобие произошедшего зимним вечером 2004 года, когда автобус № 34 сломался в 5 км от поселка. Пассажиры, и стар и млад, остаток пути до поселка были вынуждены проделать пешком. А предприятие-перевозчик даже не извинилось ни за этот случай, ни за другие, когда автобус просто не выходил на маршрут.
Другой маршрут, № 41т, с нынешнего мая был дополнен вторым графиком, но прожил считанные дни. Некое ЗАО «Партнер» проработало на нем меньше месяца и исчезло в неизвестности, оставив маршрут в наследство ООО «М-36». Новый график не отменен и по сей день, но рейсов от этого не прибавилось.
Председатель комитета Олег БОРОВИК, комментируя корреспонденту «ПО» сложившуюся ситуацию сказал, что изменить ее можно, только приняв положение об организации городских пассажирских перевозок и разработав типовой договор с учетом этого документа:
– Проекты и того, и другого есть, они оправлены нашим «думцам». В договоре мы прописали и ответственность перевозчика за срывы, и ответственность их перед комитетом и комитета перед ними. Это надо проводить через конкурс на муниципальный заказ.
Все это – долгая песня. И пока документы ходят по инстанциям, бардак на транспорте набирает силу, а жители Новых Лядов изучают на автобусных маршрутах теорию хаоса. Официальное объяснение ему придумано простое: износ подвижного состава – более 80 процентов. Непонятно, правда, как, имея на балансе такое барахло, частные предприятия умудряются получать лицензии на пассажирские перевозки и проходить техосмотр в ГИБДД. Не совсем ясно и то, на что рассчитывали городские чиновники, когда заключали договор с тем же ООО «М-08», ведь и дураку очевидно, что с таким износом парка даже старик Хоттабыч провалит план перевозок. В результате все, и пассажиры, и транспортники напоролись на то, за что боролись: в минувшем сентябре процент выполнения рейсов автобуса № 34 предприятием ООО «М-08» – 49,3 процента, в октябре – 48,8.
Мудрость гласит: не знаешь, кто виноват, ищи кому выгодно. Или не выгодно. Например, вечерние рейсы, с их небольшой загрузкой, невыгодны перевозчику. Гораздо проще объявить, что автобус сломан, и отсидеться в теплом гараже. Плевать на пассажира, ведь в расходах муниципалитета все равно запланированы 3,2 миллиона рублей в год для компенсации заведомо убыточных маршрутов № 34 и 41т. Ситуация как в рекламном ролике: мы сидим, а деньги идут… Беда лишь в том, что эта чудесная схема традиционно не учитывает ощущений пассажиров.
Редакция «ПО» дважды за-прашивала в комитете по транспорту города Перми сведения о том, кто из перевозчиков и какую часть этой суммы получил за свои труды, но добилась лишь официального ответа о том, что сия информация «представляет собой коммерческий интерес» и предоставлена быть не может, кроме как по доброй воле получателей бюджетных денег.
Перевозчики вообще трепетно относятся к деньгам. Месяц назад кондуктор автобуса № 34 на полпути высадила школьника лишь потому, что ей показалось, будто его проездной недействителен. Парень три часа добирался домой пешком. Оказалось, что с билетом все в порядке, и, тем не менее, на следующий день тот же кондуктор снова придралась к подростку, и таки получила с него вожделенный пятачок.
Обращение в прокуратуру стало одним из верных признаков того, что качество перевозок исключительно утомило местных жителей Новых Лядов. Настолько, что обычно тяжелые на подъем обыватели самоорганизовались для протеста.
Впрочем, в среду Олег Боровик намекнул, что до декабря постарается разобраться в ситуации, и самостоятельно, правда, используя некие секретные «хирургические» методы:
–У меня есть «хирургический» инструмент влияния на ситуацию, но он несколько варварский. Он не предусмотрен в договоре, и тем не менее. Хотя перевозчики итак уже кричат, что «нас здесь хотят всех умертвить и заново поделить»…
А в ответ на замечание о том, не варварство ли гонять пешком по ночным дорогам пенсионеров и подростков, председатель муниципального комитета по транспорту ответил так:
– Это еще более варварство. Отправлять людей пешком – бабушек, дедушек, школьников, пенсионеров, это гораздо кощунственнее. Только поэтому я пойду на этот шаг в отношении 41-го и 34-го марш-рутов.
Хочется верить, что в этом случае Олегу Боровику удастся его «шоковая хирургия», в противном счете жителям Новых Лядов придется искать правды у патологоанатомов из следственных органов.