№43 (244) 7 ноября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№43 (244) 7 ноября 2005 года | Имидж
Георгий Марьин

Пермские брэнды – кто они?

Получат ли достойное воплощение туристические образы.

У Прикамья большой туристский потенциал. Но потенциал «на хлеб не намажешь», для начала его нужно обратить в ресурс, который, в итоге, может превратиться в продукт. Для того чтобы появились оригинальные и узнаваемые туристские брэнды, требуется профессиональная работа: исследовательская, культурная, проектная и т. д. И очень важно, чтобы за брэндом стояла «товарная упаковка» – предметное воплощение региональных образов. Пока что мы видим лишь римейки старых лозунгов.

Пермский период как парк

Не вызывает сомнения, что пермский период должен стать стержневым брэндом Прикамья. Заслуживает уважения последовательность и упорство фирмы «Евразия» и ее директора Сергея МИНАЕВА в этом вопросе. Однако остаются сомнения насколько достойно главный образ будет материализоваться.

Много лет назад был придуман проект «Парк пермского периода», идейным и научным вдохновителем которого был Владимир ОЖГИБЕСОВ, директор Института геологии пермской системы при Пермском государственном университете. Вполне объяснимо стремление ученого восстановить облик фауны и флоры изучаемого пермского периода, сделать далекую эпоху зримой и наглядной. И вот годами вынашиваемая мечта близка к воплощению – найдены средства на создание уменьшенных моделей ящеров, они представлены общественности, нарисован дизайн-проект, поддержана идея разместить модели ископаемых вблизи родного университета.

Ископаемые ящеры в натуральную величину возле главной российской магистрали восток-запад – прекрасная визитная карточка Пермской земли, величественная картинка в ее завершенности. Именно завершенности! Если за этой картинкой не предусмотреть высокую плотность разнообразных объектов данной тематики по всей области, то главное можно увидеть, не выходя из вагона. Впрочем, нет, выйти можно, чтобы сфотографироваться на фоне, или в обнимку с соразмерной амфибией, или потеряться в кадре среди звероподобных исполинов. В таком случае стоит добавить пару приличных кафе на смену нынешним злачным, поставить лавку сувенирных ящеров и добиться увеличения времени стоянки транзитных поездов. Достаточно лишнего часа – вряд ли пассажиры захотят задержаться здесь более ради банальных аттракционов.

Это не возражение против идеи парка. Напротив, такой парк Перми остро нужен, но ящеры в нем должны быть не монументами, а образом, идеей, объединяющей в единый замысел самые современные развлечения и аттракционы. Пермский парк должен стать захватывающим приключением, российской альтернативой Диснейленду. Помимо развлечений на не тесной территории следовало бы разместить детские и молодежные площадки, кинозалы (в том числе для научно-популярного показа), разнообразные пункты питания, магазины, сувенирные лавки и гостиницы. Предлагать меньшее позиционирование Перми – ограничивать ее перспективы, роль и значение в будущем мире.

Как минимум, необходим Музей перм-ских ящеров в Пермском крае. Но он не должен ограничиваться традиционными окаменелостями, палеонтологическими скелетами, картинками и растиражированными скульптурами ящеров. Подобный музей уже создан и нет смысла его повторять – Котельнический палеонтологический музей на Вятке уже разрабатывает тему останков рептилий пермского периода. Местонахождение ископаемых позвоночных животных пермского периода палеозойской эры в Кировской области известно давно, но с 90-х годов начало активно разрабатываться, и в 1994 году на основе сделанных находок был создан первый в России палеонтологический узкопрофильный музей регионального характера. Музей, который отнял у Перми приоритет.

Следовательно, пермский музей по замыслу и реализации должен оказаться вне конкуренции, стать для посетителя уникальной возможностью совершить путешествие в далекую эпоху, превратить его в очевидца. Это возможно сегодня с помощью цифровых технологий, технических средств и разнообразных культурных программ.

На выставке «Туризм. Отдых. Развлечения–2005» заместитель губернатора Олег ОЩЕПКОВ сделал интересное заявление. Он сообщил, что пермские ящеры могут стать элементом городской среды. Что ж, расположенные в соответствующем месте и вписанные в городской ландшафт малые архитектурные формы могут разнообразить рядовой и унылый облик губернского города. Но без «звериной серьезности», чтобы Пермь воспринималась гостями как современный динамично развивающийся город с богатым наследием, а не как реликтовый заповедник. Впрочем, любое стремление украсить наш город и подчеркнуть его своеобразие вызывает только положительные эмоции. До сего дня эти стремления не приносили положительных результатов – удручающий архитектурный облик Перми требует отдельного разговора.

Сделан первый шаг. Хочется надеяться, что разумно подкорректированные планы получат необходимую поддержку и начнут воплощаться, а не ограничатся программой-«максимум». Вслед за первыми проектами объекты, тематически связанные с пермским периодом, появятся во многих территориях Пермского края, связывая их в единый многодневный маршрут. Несомненно, это должны быть Кунгур с его обнажениями Ледяной горы и сылвенские рифы, Очер со знаменитым палеонтологическим памятником в Ежово, калийные шахты Соликамска, добывающие полезные ископаемые со дна доисторического Пермского моря, и многое другое.

Пермь как текст

Абсолютно здравая мысль, что самые удаленные уголки русской земли становятся неотъемлемой частью России через культурное освоение. Значение и роль российских территорий также определяется их вкладом и фиксацией в национальной культуре. Трудно не согласиться с мнением Владимира АБАШЕВА, который изучает Пермь как «своего рода произведение российской культуры». Это произведение писалось нашими предками и продолжает создаваться современниками. Благодаря знакомым именам, ставшим классикой отечественной культуры (Каменский, Осоргин, Пастернак, Астафьев, Кузьмин, Давыдычев, Решетов), тема литературного Прикамья не может не осваиваться туризмом.

По словам Олега Ощепкова, областная власть будет всячески поддерживать программу «Пермский период Бориса Пастернака». Помимо экскурсионных маршрутов по пастернаковским местам, в планах открытие литературно-артистического кафе «Доктор Живаго», издание тома избранных произведений писателя, восстановление дома управляющего заводами во Всеволодо-Вильве, где Пастернак жил в 1916 году, и т. д.

Восстановление памятников культуры, создание новых музеев – благое дело. Особо радует, что власть смогла услышать мнение специалиста, предложившего «сблизить два пространства, символическое и реальное, чтобы повысить творческую энергетику реального». Но пугает тенденциозность, доминирующий крен в сторону исключительно литературной темы, которая прослеживается в действиях областной администрации. Не так давно в Чусовом был открыт мемориальный музей В. Астафьева, который своей деятельностью совершенно не оправдывает областного статуса. Да и трудно осуществлять культурную деятельность общероссийского масштаба, как это предполагалось первоначально, в узких рамках литературно-мемориального музея.

Мемориальность – это консервация, застывшие формы все менее интересны современному посетителю. Литературная тема обманчива в своей доступности – углубление содержания идет по пути профессионального литературного анализа, приемлемого для сугубо интеллигентной среды, то есть происходит ограничение социальной базы посетителей. Надо заметить, что это осознается музейно-литературными работниками, в частности, музей-заповедник «Ясная Поляна» всячески старается расширить рамки культурного предложения для туристов, создавая по всей Тульской области новые объекты показа, часто лишь косвенно связанные с именем Льва Толстого.

Еще раз хочется подчеркнуть, что автор не против мемориальных музеев и литературной темы, но они должны уравновешиваться и другими предложениями. Пока кроме парка ящеров и пастернаковской Перми власть не открыла других тем для широкого освоения. Есть опасность, что Юрятин заслонит реальную Пермь с ее глубоким историческим и культурным наследием.

Если быть последовательным, то на туристском рынке Прикамья можно раскинуть широкое полотно литературных ассоциаций – играя с литературными смыслами, создавать принципиально новые объекты показа. Произведения Алексея Иванова позволяют обращаться к теме истории; произведения Леонида Юзефовича могут открыть страницы истории родного города; цикл романов Сергея Алексеева разрабатывает тему сакральной прародины славян в верховьях Вишеры, которая также находит своих поклонников. «Парк пермского периода» Дмитрия Скирюка вносит свой вклад в мифологизацию Перми – особенности национальной охоты на инопланетян позволяют перебросить мостик с улиц Перми на берега Сылвы, к легендарной Молебке, Мекке уфологов. Литературная тема много плодотворнее в ее интерпретации, чем в академической подаче, достаточно взамен мемориальности взять на вооружение игровые сюжеты.

Разговор о литературе странным образом возвращает нас к разговору об управлении такой сложной сферой, как туризм. Приходится признать, что за минувший год не был создан механизм отбора, доработки идей, инвестирования в туристские проекты. Сегодня вся процедура жестко завязана на областную администрацию, зависит от мнения отдельных чиновников. Если ситуация не изменится, если администрация не разработает правила игры на этом тематическом поле для любых независимых участников, то нам снова суждено ожидать субъективных и некомпетентных решений.
Просмотров: 439


Первая полоса
Транспорт
По следам публикаций
Реформа ЖКХ
Образование
Список миллионеров
Выборы
Финансовые инструменты
Рекрутинг
Ситуация
Расследование
Культура
Имидж
Политкомикс




Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100