Палки в колеса
К себе Анатолий Минаков пригласил перевозчиков, осуществляющих внутри- и межгородские перевозки. По сути дела, их интересы представляло некоммерческое партнерство "Автоликон" (в него ныне входит 74 ЧП). Дабы не терять время даром (вице-губернатор задерживался), предпринимателям предложили сформулировать накипевшие проблемы. Однако транспортники долго держали трудности в себе, и лишь спустя некоторое время "дали волю чувствам".
Пользуясь случаем, перевозчики отметили, что заниматься транспортным бизнесом в Перми сложно. Доказательство тому - размер кредита, выдаваемого Уральским инвестиционным фондом, который не превышает 600 тысяч рублей, то есть в полтора раза меньше реальной стоимости транспортного средства. При этом возврат средств ограничен сроком в полтора года при ставке в 30%. Руководитель фонда Сергей ЗВЯГИН пообещал, что система будет усовершенствована, например, появятся новые формы займов, а многие предприниматели справляются и с нынешними условиями. Анатолий Минаков заключил:
- Транспортную отрасль можно назвать успешно развивающейся хотя бы потому, что очень много обращений было в фонд по развитию предпринимательства.
Лукавил не только вице-губернатор (транспортная отрасль, если верить тем же отчетам "Горпассажиртранса", пока не собирается выходить даже на рентабельность, не говоря уже и о "успешном развитии", хотя городские власти уверены, что дело - в администрировании отрасли), но и предприниматели. Последние заявили заместителю Юрия ТРУТНЕВА о том, что относительно новая зарубежная машина стоит 380 тысяч евро и окупить ее невозможно. Правда, один из собеседников "ПО" - депутат городской Думы - отметил, что при средней интенсивности движения подержанный иностранный автобус полностью возвращает потраченные на него средства в течение года, максимум, полутора лет.
Особое недовольство бизнесменов - огромное количество инстанций, с которыми приходится иметь дело перед выходом на маршрут. Частный предприниматель должен заключать соглашение с "Горпассажиртрансом", согласно которому бизнесмен платит и за коммунальные услуги МП, и за ревизоров, и за юриста. Эти поборы, по мысли бизнесменов, явно незаконны.
Таким образом, "ГПТ" не только не способствует развитию перевозок в городе, но еще и вставляет палки в колеса частникам, монополизируя рынок.
"Первое свидание" частных транспортников и областных чиновников носило чисто ознакомительный характер и завершилось, по сути, лишь обменом телефонами. Впрочем, как пообещал Анатолий Минаков, транспортные проблемы в ближайшее время будут решаться на более качественном уровне.
Вне закона
Ситуация, впрочем, сложнее, чем кажется. Суть дела в том, что "Автоликон" - сам по себе - тоже своего рода монополия, искусственно созданная при попечительстве городских властей. И тот, кто не состоит в НП, автоматически попадает в аутсайдеры транспортного бизнеса.
Например, очередной скандал в сфере городского общественного транспорта удалось разрешить только с помощью антимонопольного комитета. Частная, казалось бы, история очень хорошо иллюстрирует ситуацию в сфере пассажирского транспорта в целом.
Все началось с того, что частный предприниматель Сергей ФОФАНОВ разработал автобусный маршрут и обратился в "ГПТ" для его регистрации. Несмотря на то, что маршрут соответствовал всем техническим нормам, а предприниматель имел все необходимые документы, в оформлении Фофанову было отказано. В итоге на дорогах Перми появились "нелегальные" автобусы с экзотическим номером "99Т", а предприниматель обратился в антимонопольный комитет.
Алла СЕЛИВАНОВА, заместитель начальника Прикамского территориального отделения МАП:
- Мы рассмотрели заявление предпринимателя и пришли к выводу, что "Горпассажиртранс" нарушает закон о конкуренции. В результате состоявшегося заседания муниципальному предприятию было сделано предписание о том, чтобы до 23 мая выдать Фофанову паспорт маршрута, согласовать с ним схему и график движения.
Однако "Горпассажиртранс" проявил изобретательность и предложил индивидуальному предпринимателю свои правила игры. Муниципалитетом было принято решение продлить маршрут "7Т", следовавший от Гайвы до центрального рынка, до Крохалевки. Фофанову предложили выставить на разработанный им маршрут 10 единиц, в то время как количество муниципальных автобусов составило бы 12. Предприниматель, имеющий значительно больше машин, отказался.
В итоге, в Перми уже в течение месяца действует два практически одинаковых маршрута, причем Фофанов до сих пор ездит нелегально. Осуществленные меры не принесли ни выгоды муниципалитету, ни ущерба предпринимателю, поскольку, по словам бизнесмена, большинство муниципальных автобусов сходит с линии еще до обеда. Логика в происходящем появляется, если представить себе, что "Автоликон" обладает определенным лобби в "ГПТ", по крайней мере, в части, касающейся выдачи необходимой документации для запуска маршрута.
Так или иначе, "оптимальные пути решения ситуации", поисками которых занялась на этот раз областная администрация, по всей видимости, будут отражать интересы того же "Автоликона". В отношении же "Горпассажиртранса" решительных мер ожидать не стоит: городские власти уже начали формальную реорганизацию предприятия, которая, похоже, коснется лишь системы администрирования.