№121 (19) 26 мая 2003 года

И сервис такой молодой:

№121 (19) 26 мая 2003 года
Прикамский рынок автосервиса близок к полному насыщению. Впрочем, пока спрос значительно превышает предложение, что напрямую сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Прикамский рынок автосервиса, в отличие от торговли "железными конями" (обзор рынка автомобильных продаж см. в N 16 (118) от 28 апреля 2003 года), в течение последнего десятилетия имел вполне устойчивую тенденцию роста, стабильно увеличиваясь в обороте на 8-10% в год. Это вполне объяснимо - только с начала 90-х количество легкового транспорта (несмотря на длительное затишье в продажах, продолжавшееся до 2002 года) в Перми выросло в 5 раз, и ежегодно регистрируют еще 12-15 тысяч автомобилей. С другой стороны, львиная доля новых машин в области - подержанные иномарки, нуждающиеся в регулярном ремонте и уходе.

На сегодняшний день пермский автосервис в значительной степени выработал "ресурс" растущего числа автомобилей. Как отмечают эксперты, рынок насытится в течение ближайших пяти лет, когда предложение превысит спрос. Некоторые компании уже ожидают ужесточения конкуренции и готовят соответствующие меры. Как отмечают сами участники рынка, в Прикамье до сих пор не сложилась система качественного сервиса по приемлемым ценам. Эта банальная сентенция, по существу, будет определять дальнейшее развитие рынка в регионе.

По данным администрации Перми, в начале 2003 года в городе было зарегистрировано 80 автосалонов, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, 150 автосервисных мастерских и 240 магазинов автозапчастей. Отметим сразу, что такое процветание характерно лишь для Перми. Область до сих пор остается территорией, не охваченной автомобильным сервисом. Среди этого значительного числа компаний можно выделить несколько, отличающихся по величине и качеству предоставляемых услуг. Сегодня на роль лидеров претендуют "ПермавтоГАЗсервис" (обслуживание автомобилей ГАЗ), "ЭКС-авто" (преимущественно ВАЗы), "Амкар-авто", "Машинный двор", "Уралавтоимпорт". Поскольку стадия жесткой конкуренции еще не наступила, в автосервисе пока что "каждый да держит вотчину свою". По этой же причине не возникла еще необходимость создавать неофициальные объединения.

Универсальной технологии для подсчета оборота финансовых средств на рынке автосервиса не существует. Аналитики дают различные оценки, колеблющиеся в пределе 1,8-2,2 миллиарда рублей в год.

Как и рынок автомобильных продаж, сервис условно можно разделить на две категории - обслуживание иномарок и обслуживание отечественных машин. Впрочем, сама структура рынка значительно сложнее.

Те, кто под солнцем

Автосервис - занятие тяжелое, грязное и зачастую неблагодарное. Более того, это "длинный бизнес", то есть он требует значительных первоначальных капиталовложений, а окупается лишь через три года. Приборы для диагностики, хорошие подъемники, квалифицированный персонал, зона отдыха для клиентов: сервис приличного уровня стоит порядка 100 тысяч евро.

Во многом по этой причине наиболее разумной считается организация сервис-центров при дилерских филиалах. Подобные организации отличаются развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами и устойчивой репутацией. Наиболее "продвинутые" из них предоставляют услуги по западным маркетинговым схемам, предлагая клиентам сразу и техобслуживание, и автомойку, и запчасти.

Узконаправленный дилерский сервис, несмотря на имеющийся значительный потенциал, охватывает не очень значительную часть рынка. Отличия центров официальных представителей - высокое качество работ. Однако столь же высокая цена услуг отталкивает большую часть покупателей.

Крупные дилерские компании теснят другие "хищники" - всеядные конгломераты, такие, как, например, "ЭКС-авто", "Машинный двор", "Уралавтоимпорт" (у них тоже есть специализация: по принципу отечественные - импортные авто). Сервисные центры этих компаний также отличаются высокой технологичностью, но при этом сориентированы на разных потребителей с разными автомобилями. Существенным подспорьем этих СТО (станций технического обслуживания) является то, что содержатся они тоже при внушительных организациях, занятых торговлей.

Частные предприятия, осуществляющие ремонт и обслуживание автомобилей, отличаются качеством услуг и размерами. Они также не имеют узкой специализации, хотя формально и декларируют таковую. Такие СТО, как правило, выполняют не очень сложный с технологической точки зрения ремонт, а цена услуг ниже на 20-25% дилерских (так же, как и качество работ). В этой же нише работают так называемые "серые" дилеры, реализующие единичные экземпляры престижных иномарок и одновременно предлагающие "гарантийное" обслуживание купленных автомобилей. Впрочем, такие организации отличаются характерным слабым техническим оснащением и сложные работы выполнять не в состоянии.

Помимо указанных предприятий, автомобильным сервисом также занимаются компании, для которых предоставление подобных услуг - бизнес не основной. К таковым относятся организации, осуществляющие реализацию ГСМ. Все АЗС, строящиеся "ЛУКОЙЛ-нефтепродукт", с 2002 года оснащаются небольшими пунктами по ремонту и обслуживанию автомобилей, а также магазинами запчастей.

Фирмы и частные предприниматели, торгующие запчастями, также оказывают услуги сервиса. Официально этим занимаются компании, владеющие магазинами автозапчастей в центральных районах Перми.

Справка <эПО>

Средние цены на услуги автосервиса в Перми

Мойка всей машины - 90-120 рублей, полный ремонт двигателя - до 6500 рублей, замена ремня ГРМ - от 800 рублей, изготовление лобового стекла "Триплекс" - около 3600 рублей, нанесение антикоррозийного покрытия - от 1200 рублей, покраска всей машины - от 3500 рублей. Комплексное ТО-1 обходится автовладельцам как минимум в 750 рублей, регулировка развала-схождения - около 250 рублей, ремонт кузова - от 6000 рублей, ремонт стартеров и генераторов - до 430 рублей, промывка инжекторных двигателей в ультразвуковой ванне - до 180 рублей (одна форсунка), восстановление шаровых наконечников - от 200 рублей, ремонт и восстановление подвески - от 3000 рублей. Цены, разумеется, колеблются и зачастую зависят от условий гарантийного обслуживания (что актуально для тех, кто покупает автомобили у официальных дилеров).

Те, кто в "тени"

Доля теневого автосервиса, который представлен не имеющими регистрации частными лицами и группами лиц, оказывающими услуги по ремонту и обслуживанию машин, очень велика. По некоторым данным, порядка 40% в Перми и 70% автомобилей в области обслуживаются не на официальных СТО, а в нелегальных организациях или у народных "умельцев". 80% теневых мастерских располагается в частных домах и гаражах, 20% - под "крышей" мелких частных предприятий, официально занятых другим бизнесом, порой смежным (например, продажа запчастей).

Данный вид автосервиса наиболее криминализирован. Через подобные мастерские реализуется львиная доля узлов и агрегатов, демонтированных с краденых автомобилей. В этих же кустарных условиях похищенный транспорт готовят к легализации - перебивают агрегатные номера, перекрашивают кузов. Как правило, такие СТО контролируются небольшими организованными преступными группами, занятыми автомобильными кражами.

Через "подпольный" автосервис под прикрытием ремонта реализуются фальсифицированные узлы и детали, изготовленные для автомобилей самых разнообразных марок безлицензионным путем в России, Польше, Турции, Прибалтике, Китае.

Качество работы мастерских, как и цены, невысоки. Несмотря на это, по некоторым данным в теневом автосервисе Перми ежегодно оборачивается от 600 до 800 миллионов рублей (почти треть от общего оборота на рынке). Услугами подпольных СТО пользуются люди с невысоким уровнем доходов - владельцы недорогих подержанных отечественных автомобилей.

Теневой автосервис составляет серьезную конкуренцию официальным станциям технического обслуживания. Владельцы дилерских центров считают, что число подпольных мастерских должно пойти на убыль в ближайшее время. Пока же нелегальный бизнес продолжает процветать, и предпосылок для его исчезновения нет (как минимум, ценовую конкуренцию подпольные СТО выиграли).

Авто-ойкумена

Целый ряд ниш на рынке до сих пор остается незаполненным (несмотря на отмеченную активность). В частности, практически не освоено бизнесом обслуживание тяжелого автотранспорта (грузовых автомобилей, автобусов, дорожной и специальной техники). В Прикамье подобный сервис организован при крупных дорожно-транспортных организациях, эксплуатирующих такую технику и имеющих соответствующую материальную базу. Дочерние фирмы этих же предприятий обычно занимаются реализацией запчастей для тяжелого транспорта. Создание специализированных коммерческих СТО для обслуживания грузовиков сдерживается необходимостью колоссальных первоначальных капиталовложений (они значительно выше, чем, скажем, для организации технической станции для легковых авто). И, тем не менее, этот сегмент рынка, как отмечают эксперты, может быть заполнен в ближайшие годы, поскольку большой промышленный город активно использует все виды тяжелого транспорта.

Впрочем, даже некоторые отечественные предприятия не имеют в Перми официальных представительств, занимающихся продажами и сопутствующим обслуживанием. Например, сложная ситуация сложилась с автомобилями гиганта "Ижмашавто", который в определенный момент решил обзавестись собственной дилерской сетью, однако затея менеджеров не удалась, и вся сеть сбыта предприятия (соответственно, и весь автосервис) рухнула.

Особая проблема - обслуживание инжекторных двигателей, отечественное производство которых началось еще в 1999 году.

Владислав ШЕСТАКОВ, заместитель генерального директора компании "ЭКС-авто":

- За четыре года производства инжекторных двигателей ничего не изменилось. Сегодня в области (например, в Березниках), знаю не понаслышке, многие компании, занятые автосервисом, сталкиваются с проблемой ремонта инжекторов - нет литературы, специалистов. Для их подготовки необходимо время. Эта ниша в сервисном бизнесе - особая, и она требует заполнения.

Но самая главная проблема - сервисное "освоение" региона. Обслуживание автомобилей в Прикамье ограничивается пока одним областным центром. Причем, если в Перми перенасыщение рынка может произойти уже в ближайшие годы, вся остальная "ойкумена" может быть настоящим Клондайком для среднего бизнеса.

Дмитрий Лиляков, генеральный директор ЗАО "ПермФрансАвто", (официальный дилер Citroёn в Перми):

- На самом деле крупные города области уже давно попали в зону интереса крупного и среднего бизнеса. Но я, например, имею печальный опыт березниковского филиала, хотя это было достаточно давно, в 90-е годы. Пока я там был, работа двигалась успешно, когда уезжал - наоборот, все разваливалось. Инвестировать в сервис какой-то марки интересно, если эта марка в конкретном городе распространена. А организовывать СТО просто так для всех - нереально. Это сложный бизнес. И заниматься им могут только те, кто живет в провинции. Деньги здесь не играют такой роли. Все упирается в людей. Ежедневный адский колоссальный командный труд.

Факторы роста

Автосервисный бизнес развивался в течение всех 90-х годов, по сути дела, по инерции. Быстро растущее число машин подразумевало и растущую потребность в их обслуживании. Ситуация оставалась положительной для бизнеса до последнего времени. В условиях резко возросшей конкуренции (этого можно ожидать в ближайшие годы) на успешность развития компании, специализирующейся на автомобильном сервисе, влияет большое число иных, не количественных, факторов.

Рентабельность технического сервиса напрямую зависит от выполнения ряда условий. Это, во-первых, месторасположение СТО, наиболее привлекательное - центр города, рядом с крупными торговыми центрами или оживленными магистралями. Во-вторых, наличие профессионального оборудования, каким пока располагают только крупные специализированные фирмы и дилерские центры. В-третьих, высококвалифицированные специалисты, спрос на которых сегодня превышает предложение. И, в-четвертых, гибкая политика руководства (изучение структуры спроса, выбор наиболее приемлемого набора услуг). Все эти факторы для пермских бизнесменов являются одновременно и головной болью. Автосервисные профессионалы, например, в Прикамье - на вес золота.

Учет этих условий для большинства сервисных компаний Перми в обозримом будущем станет вопросом выживания. Согласно прогнозам, в ближайшие пять лет объем финансовых средств, задействованных в бизнесе, достигнет 3,2-3,5 миллиарда рублей, после чего стабилизируется. В это время рынок достигнет максимального насыщения, конкуренция вырастет до также максимального уровня.

Дмитрий Лиляков:

- Любой бизнес завязан на общую экономическую ситуацию в стране. Если она будет стабильной, эта сфера деятельности никогда не умрет. Но насколько быстро будет он развиваться? Сейчас уже в виде налогов хорошую "стружку" снимают с предпринимателей. Тот, кто встал на ноги, еще может платить поборы. Но тот, кто еще только встает, пытается развиваться, конечно, ломается. Ситуация напоминает допетровские времена, когда бояре сидели в думе и придумывали, каким еще налогом обложить предпринимателя. Помните, как у Толстого? А вот мужик еще 12 пар лаптей стаптывает за год, давайте введем налог на лапти. Если не будет путей поддержки малого предпринимательства, все будет развиваться, как сейчас, то есть - никак. Как сидели в гараже, так и будут сидеть. Как не платили налоги, так и не будут, при таких условиях.

Пока же треть автовладельцев предпочитает ремонтировать родного "железного коня" у себя или у товарища в гараже. Эксперты признают, что только рыночная конкуренция в условиях перенасыщенного рынка может изменить ситуацию в корне и вслед за появлением термина "автосервис" сформировать сервис в реальности.

Иван Колпаков

Комментарий

На вопросы "Пермского обозревателя" ответили руководители трех пермских компаний.

Владислав ШЕСТАКОВ, заместитель генерального директора компании "Экс-Авто"

-Насколько жесткая конкуренция царит сегодня на пермском рынке автосервиса?

- На сегодняшний день каждая компания - сама по себе. Наиболее крупные станции техобслуживания, как правило, состоят при дилере определенного брэнда. Таким образом, сферы влияния поделены. А вообще, особой битвы за клиента никогда не было. Поскольку платить-то даже не за что: население у нас не обслуживается должным образом. Конкуренция продолжается не более чем на уровне рекламных акций, неожесточенная. Сегодня у нас сервис озабочен тем, чтобы загружать клиента по максимуму за один прием.

- Рынок достаточно активно растет. Когда мы сможем приблизиться к западным стандартам?

- Я уверен, что это произойдет в течение ближайшего времени. Могу сказать, даже на примере того же "АвтоВАЗа". Этот гигант, один из самых крупных в Европе, наконец-то развернулся. В компании поняли, что нужно работать по-новому. Сегодня мы видим на примере Перми - происходит формирование сервисно-сбытовой сети, ломаются стереотипы, ведь автомобиль должен не только продаваться, но и обслуживаться. Необходима определенная упаковка. Автомобиль - не кусок колбасы, которая позеленела, и ты ее выкинул.

Думаю, что борьба за клиента будет происходить цивилизованным образом. И перелом будет не только по дилерам и крупным станциям. В конечном итоге распространится и по области.

- Какими преимуществами обладает Ваша компания?

- Все дело в том, что когда мы 5 лет назад начали строить станцию технического обслуживания, в Перми сервисное дело не было поставлено на рельсы, все было разрушено (что касается фирменной сети "АвтоВАЗа"). Поэтому мы, в первую очередь, ставили себе целью восстановить былое и ориентировались на то лучшее, что было в советские времена, на эти хорошие стандарты. Сегодня, конечно, все по-другому, и мы работаем по-другому. К счастью, меняется и "АвтоВАЗ", вместе с которым мы работаем уже не один год. Сейчас наша компания становится ближе к клиенту.

- Насколько остра проблема нехватки специалистов?

- Это вопрос злободневный и очень непростой. Дело в том, что мы сейчас находимся в состоянии перехода - от дикого рынка к цивилизованному. Приходит, наконец, осознание того, что нужно не только вытягивать деньги из клиента, но также предоставлять очень качественное обслуживание. Думаю, что в течение ближайшего времени придется решать вопросы всей сети технического обслуживания. И особенно в области, где у нас автопарк не меньше, чем в Перми, а по последним данным, становится все больше. И если в областном центре проблема специалистов еще решается в какой-то степени, то в регионе в целом ситуация очень тяжелая.

Автомобиль не должен обслуживаться неквалифицированными специалистами. А все остальное, между прочим, - прикладывается. Должен произойти перелом в сознании, когда владелец автомобиля поймет, что машина - сложнейший механизм: это и работа тормозов, и работа рулевого управления, и поведение на скользкой дороге. Водитель должен понять, что он - потенциальный преступник. Только тогда он начнет рассуждать по-другому. Поскольку на Западе ни один автовладелец не пойдет к кому попало. Потому что это просто-напросто риск для жизни.

Дмитрий ЛИЛЯКОВ, генеральный директор ЗАО "ПермФрансАвто" (официальный дилер Citroёn в Перми)

- Есть ли в Прикамье компании, пользующиеся административным лобби?

- Думаю, что до автосервиса просто пока руки не дошли. Существует масса мест, где можно приложить административный ресурс. А автосервис вообще тяжелый способ зарабатывания денег. Этот бизнес находится как бы на острие. Клиент, уехавший на отремонтированной машине, может через пять минут приехать разъяренный. Так что все достаточно сложно. Сервис требует значительных вложений, а окупаемость нормальной станции как минимум - три года. Это "длинные" деньги, "длинный" бизнес. Гораздо проще, например, перепродавать нефтепродукты. А сервис - это клиенты, имидж, реклама, оборудование, а главное - люди. И эти факторы тащат за собой огромный ворох проблем.

- Особенно сложно ситуация обстоит в Пермской области. Меняется ли вообще ситуация?

- По отечественным автомобилям, конечно, ситуация меняется. То есть на Березники, Соликамск, Лысьву выходят торговцы отечественными автомобилями. А за ними, безусловно, потянутся и иномарки. Но я хочу отметить, что тот, кто купил иномарку, может спокойно доехать до Перми. Хотя, вообще, у иномарок с поломками проблем меньше. У Citroёn - период техобслуживания 20 тыс. км. Один раз за эти 20 тысяч километров можно без особых проблем съездить до Перми. Уверяю вас, что в этом плане нет у людей неудобств.

Андрей Васильев, директор станции технического обслуживания компании "Уралавтоимпорт"

- Как Вы считаете, какие организации обладают большим потенциалом - дилерские компании или самостоятельные станции техобслуживания?

- Могу сказать с уверенностью, что потенциал для развития гораздо больше у дилерских компаний. Дело все в том, что техника ушла далеко вперед, если, допустим, сравнить с ситуацией пятилетней давности. И чисто с технологической точки зрения, учитывая связи с предприятиями-производителями, официальные представители развиваются динамичнее.

- Есть ли на пермском рынке автосервиса абсолютно не заполненные ниши?

- Полагаю, что да. По существу, есть много марок автомобилей, условно говоря, "нераскрученных". Это особенно относится к импортным машинам. Но, должен сказать, что положение и по отечественным автомобилям ненамного лучше: сервисно-сбытовая сеть российского автопрома развита не очень сильно. И я полагаю, что на этом сегменте рынка процветают именно "серые" дилеры.

- В чем отличия Вашей компании?

- Думаю, что в специфике работы. Ведь мы являемся официальными дилерами Mitsubishi, Nissan и Hyundai. Помимо этого, мы еще занимаемся и автомобилями Toyota, хотя и не являемся их официальным дилером. И мы, конечно, занимаем достаточно большую часть рынка. Например, на станции технического обслуживания у нас каждый день - 25-30 автомобилей. Это высокая цифра.

- Каковы перспективы развития у пермского автосервиса и насколько жесткой будет конкуренция в ближайшее время?

- Перспективы у нас очень большие. Ведь и новые, и подержанные иномарки требуют обслуживания. А число автомобилей у нас стабильно растет. Что же касается конкуренции: Сейчас сервисы в Прикамье развиваются очень активно. Появились в городе Toyota, Citroёn. И конкуренция будет достаточно серьезная. Это в первую очередь отразится на качестве услуг. Уже сейчас, покупая автомобиль, человек серьезно заботится о том, каким будет его обслуживание. И это тенденция.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка