Капитализм коллекционеров
№121 (19) 26 мая 2003 года
Автор: Ольга Дворянова
В художественной галерее можно увидеть сразу две выставки из частных собраний.
По словам собирателей произведений искусства, давно прошло время "военного", или "хаосного", капитализма. Судя по тому, что коллекционеры начали выставлять на суд зрителей свои накопленные ценности, в их отношениях с частными и государственными музеями наступил капитализм цивилизованный. Обладатели художественных собраний не только впустили многих в свой приватный мир, они обзаводятся научными каталогами и не скрывают своих собственных имен. В Перми опыт работы галерей с частными коллекциями был начат не так давно арт-салоном "Марис", где выставлялись работы ценителя, в основном, пермских художников. Теперь он продолжен ПГХГ.
Для галереи это тоже начало, по сути, новой истории, поскольку открывает собой свежую проектную линию - "Частная коллекция". Помимо того, выпущен первый научный каталог пермской частной коллекции. Обладатель одной из представленных коллекций и каталога - Виктор СЕЛИВАНОВ (Пермь). За 10 лет из крупных антикварных салонов Москвы, в том числе аукционов Торгового дома "Гелос", а также из пермских магазинов антиквариата были вывезены подлинники (прошедшие научную экспертизу) русской живописи и графики середины 90-х годов XIX - первой трети XX века и фарфор Дании прошлого столетия. Это малоизвестные картины известных художников "серебряного века": Александра и Альберта Бенуа, Лансере, Грабаря, Фалька, Бурлюка и т. д. Всего более 20 живописных и графических работ и около 60 предметов датского фарфора. Это вазы и декоративная скульптура, изготовленные на датской королевской мануфактуре и выпущенные фирмой "Бинг и Грёндаль". Особый успех знаменитой в Европе фирмы связан с именем дизайнера и архитектора Арнольда Крога, который изменил традиционную технологию производства, используя цветные глазури. Кроме введения новой технологии, дизайнер удачно привил к датским национальным традициям японские. От Японии - лаконизм росписи, от Дании - темы городских, сельских и морских пейзажей, персонажи сказок Андерсена, характерные типы крестьян и животных.
Открывшаяся выставка - первая для коллекции Виктора Селиванова. До этого отдельные работы московские специалисты запрашивали у него для специализированных бьеннале. Однако того объема, в котором они представлены в галерее, до сих пор не было.
Коллекция Виктора Селиванова камерная, кабинетная, передающая атмосферу уютного аристократичного дома. Собрание Эдика НАТАНОВА (Германия-Израиль), напротив, более офисное, также достойное стен любого крупного музея мира. Слава богу, хорошая сохранность работ позволила бы.
О коллекции Натанова, кстати, одного из совладельцев крупного семейного бизнеса по обработке бриллиантов, ходили таинственные истории, что в свое время вывозили ее из советского Узбекистана чуть ли не подземным тоннелем, чтобы спасти. Нынешний владелец, правда, развенчал подобные слухи: везли обычным способом, потому что в советские времена кубисты и супрематисты были, как известно, не в чести. Их работы никому тогда не были нужны, и чуть ли не брошены на произвол судьбы.
С тех пор коллекция начала XX века (именно этот период искусства стал объектом внимания Натанова) все время пополняется. Привезенные на этот раз вещи Малевича, Татлина, Александра Григоровича, Надежды Удальцовой и др. уже побывали на выставках в Германии, Испании, Америке. В собрании Эдика Натанова есть также "пермское явление" - Субботин-Пермяк. Правда, в первый приезд в Пермь бизнесмен его не привез. Зато существует устная договоренность о следующем визите - с очередной частью собрания русского авангарда. Может показаться странным, но коллекционер в этом заинтересован.
Обе выставки открылись в рамках фестиваля "Дягилевские сезоны" - Сергей Павлович, как известно, был не только тонким ценителем высокого, но и коллекционером.