№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Первая полоса
Максим Денисов

Догнать и перегнать

Цены на бензин в Пермской области сопоставимы с ценами в США. Однако по показателям уровня жизни регион отнюдь не догоняет Соединенные Штаты.

2004 год, по признанию самих нефтяников, охарактеризовался бурными темпами роста цен на бензин. Согласно официальным заявлениям топ-менеджеров компаний, на это повлияли объективные причины, связанные с весьма благоприятной конъюнктурой на внешнем рынке. В результате цены на топливо в Пермской области выросли настолько, что стали сопоставимыми с ценами в США. Очевидно, что показатели уровня (или качества) жизни в Прикамье серьезно уступают аналогичным показателям в Соединенных Штатах. Еще год назад государство в лице антимонопольного ведомства вмешалось в деятельность нефтяных компаний, признав рост цен тогда недостаточно обоснованным.

2004 год охарактеризовался также достаточно ровным отношением властных структур к происходящему. Независимые аналитики видят причины этого в том, что ситуация удобна как для "ЛУКОЙЛа" (являющегося в Пермской области бензиновым монополистом), так и для самого государства.

Основания и компания

"ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" в Прикамье занимает практически половину рынка: им принадлежит порядка 51% АЗС региона. "ЛУКОЙЛу" же принадлежит и одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в стране – "Пермнефтеоргсинтез". Таким образом, корпорация в регионе обладает стабильными позициями и в известной степени воздействует на политику других операторов рынка АЗС.

В целом, повышение цен на бензин ввиду объективных условий, созданных для работы компании на рынке, отнюдь не выглядит нелогичным. В конечном счете, работа любой частной капиталистической организации должна приносить прибыль. Нынешний летний рост цен, по признанию заместителя генерального директора "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" Максима ХИТРОВА, был связан с двумя причинами. "Первая – это сезонная составляющая. Весенне-летний период – время повышенного роста цен на бензин. Можно констатировать, что в этом году темпы роста значительны. Это связано с конъюнктурой внешнего рынка. На сегодняшний день цена на внешнем рынке достигла 37-39 долларов за баррель. Высокие цены на нефть, естественно, стимулируют экспорт нефти и нефтепродуктов. Для того чтобы не возникало дефицита на внутреннем рынке, оптовые цены в России также должны расти", – отмечает г-н Хитров.

Сегодня бензин А-92 стоит 12,90 рубля, А-95 (Премиум) – 13,90, дизельное топливо – 10,20. Рискнем сравнить: в США галлон бензина (3,78 литра) стоит 1,8 доллара (то есть 1 литр – 0,5 доллара). Таким образом, цифры практически идентичны. Вместе с тем, средняя заработная плата в Прикамье – в пределах 5600 рублей. В Соединенных Штатах – около 4000 долларов. "Этот разрыв, вообще-то, просто недопустим. Однако "ЛУКОЙЛ" на правах монополиста ведет себя в России чересчур уверенно. Фактически, в регионах присутствия он диктует свои условия. устанавливая завышенные для внутреннего рынка цены. Достаточно вычесть из цены на бензин потенциальные транспортные затраты, необходимые для экспорта нефтепродуктов, и цифры будут совершенно другими", – заявил "ПО" один из аналитиков рынка.

Удачный симбиоз

Год назад на стремительный рост цен обратило внимание Министерство по антимонопольной политике. Согласно выводам МАП, предъявившего претензии к НК "ЛУКОЙЛ", в регионах, где работает компания, цены на топливо растут быстрее, нежели в других областях России. Однако "ЛУКОЙЛ" вышел из спора победителем, сославшись на изменчивую конъюнктуру рынка и некоторый дефицит топлива из-за аварии на Омском НПЗ.

Если принять во внимание тот факт, что именно "ЛУКОЙЛу" принадлежат многие нефтеперерабатывающие предприятия, его зависимость от поставок выглядит сомнительной. Это означает, что влияние собственно мировой конъюнктуры на происходящее внутри страны минимально. Таким образом, в вопросах ценовой политики НК вообще не ограничена ничем.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория СЕРГИЕНКО, в России невозможно формировать реальную цену на бензин и нефть, поскольку не существует нефтяной биржи и фьючерсных контрактов, влияющих на этот процесс. Нефтяники продают часть добытой нефти "чужим" заводам, закладывая стоимость добычи и добавляя собственную маржу. А независимые переработчики, ориентируясь на экспорт, формируют оптовые цены. Однако ведь и "чужих" заводов в Прикамье нет, следовательно, вся логическая схема, оправдывающая повышение цен, рушится.

Как уже было отмечено, "ЛУКОЙЛ" влияет и на деятельность остальных операторов АЗС в регионе, вынужденных ориентироваться на "Пермнефтепродукт", а также связанных с поставками от "ПНОСа".

Социальные последствия очевидны. Рост цен на бензин стимулирует подорожание коммунальных услуг, продовольственной продукции, а также продукции большинства предприятий Пермской области. По существу, у потребителей топлива выхода нет, и с ситуацией приходится мириться. Так, по данным опроса РБК, 54% автовладельцев заявляют, что в случае дальнейшего роста цен будут продолжать ездить на машине столько же. Впрочем, другого ожидать и не следовало.

Единственный, кто обладает полномочиями и возможностями для изменения ситуации, – это государство. Однако оно совершенно не вмешивается в происходящее, несмотря на очевидное общественное неудовольствие. Последнее (что весьма характерно) в данном случае совершенно справедливо, поскольку рост цен действительно необоснован. И даже заявление ортодоксального Облсовпрофа ("Считаем, что губернатор вправе и обязан заняться регулированием тарифов и цен естественных монополий" – Борис ПОЖАРСКИЙ) выглядит вполне своевременным.

В то же время, государство фактически выступает партнером нефтяной корпорации, заинтересованным в высоких доходах последней, поскольку основные бюджетные источники – это именно нефтяные деньги.

"ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" обещает стабилизацию цен на внутреннем рынке с августа 2004-го, когда увеличатся экспортные пошлины на нефть и мазут. Вместе с тем, учитывая, что собственно "экспортная" зависимость бензиновых королей минимальна, можно предположить, что никаких ограничений в повышении цен не появится. А достигнутый "деловой паритет" между властью и бизнесом, которым гордятся и нефтяники, и областные власти, является лишь дополнительной гарантией сохранения нынешнего статус-кво.
Просмотров: 49
Первая полоса
Визиты
Точка зрения
Областная администрация
Партии
Власть
Образование
Недвижимость
Фондовый рынок
Корпорация
Культура
Спорт
После работы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100