№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Корпорация
Светлана Станишевская

Мы начинаем "сериал"

Этой статьей открывается цикл публикаций, посвященных изучению экономических инструментов, позволяющих грамотно оценить ситуацию в бизнесе, рассмотреть эффективные пути использования ограниченных экономических ресурсов.

Определимся сначала, что такое ресурсы? Это – экономические блага, используемые в производственном процессе. К ним относятся труд, капитал, земля, информация. Начнем с труда как самого главного, определяющего экономического ресурса (без труда невозможно функционирование ни одного экономического ресурса). Некоторым аспектам оплаты труда интерспецифического трудового ресурса будет посвящена первая статья названного цикла.

Не меньший интерес представляет анализ рынка капитала, который поможет инвесторам решить вопрос о перспективности вложения средств в конкретное дело. Например, женщина хочет стать предпринимателем и пытается принять решение, стоит ли ей открывать оздоровительный центр? В настоящее время она зарабатывает 35 тысяч рублей в год как инструктор аэробики. Но если она займется делом, ей придется отказаться от работы, и на аренду центра и другие издержки у нее уйдет 200 тыс. рублей в год. Догадываетесь, какой вопрос мы сформулировали, вдумчивый читатель? Конечно, каковы должны быть поступления от деятельности оздоровительного центра, чтобы прибыль была положительной? Как вы догадываетесь, это детский вопрос. Мы не только зададим вопросы посложнее, но и постараемся дать на них ответы силами молодых, еще неизвестных экономистов, получивших современное экономическое образование, начинающих самостоятельное исследование, готовых к выработке нестандартных, смелых идей.

На рынке капитала не меньший интерес представляет также проблема поиска средств для расширения капиталовложений, определения источников инвестиций для предприятий, функционирующих в РФ. Этому тоже будет посвящена одна из статей цикла.

Без такого экономического ресурса, как информация (новые сведения, способствующие преодолению неопределенности), невозможно представить ни одну экономическую деятельность: фирмы не будут знать, что и сколько производить, какие ресурсы надо использовать, где их взять и сколько они стоят.

Главной задачей деятельности предприятия, организации является максимизация результата деятельности при эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов. Для оптимизации своей деятельности любая компания должна также определиться, где она будет находить ресурсы, каким наиболее оптимальным способом их приобретать: или на рынке, или заключив контракт с поставщиком, или осуществив вертикальную интеграцию, все производить у себя на фирме от начала до конца. И об этом мы попробуем рассказать.

А как вам, наш "экономически дотошный" читатель, такой вопрос: почему производители мыла и моющих средств тратят значительную часть своих поступлений от продаж на рекламу своей продукции, наводнив ей все лучшие минуты на ТV, заполнив рекламой все СМИ? Почему большая часть этой рекламы, регулярно появляющейся на телевизионных экранах, призывает покупать эти порошки и мыло, потому что они "новые и улучшенные"? Может, вас и не удивит такой вопрос, просто жалко, что реклама прервала любимый детектив, футбольный матч, концертную программу. Ну, тогда удивит ответ. Оказывается, компания, так постоянно и активно рекламирующая свой продукт, вынуждена это делать в силу двух экономических обстоятельств: она производит дифференцированный продукт (в чем-то схожий с продуктами других компаний на данном рынке и обязательно чем-то отличающийся от них) и находится на рынке монополистической конкуренции. Что из этого следует? Существуют разные модели рынков, на которых функционирует компания: конкуренция, монополия, олигополия и, уже названная, монополистическая конкуренция. От того, насколько верно определена модель рынка, на котором действует компания, зависит правильность принятия менеджерских решений, касающихся оптимального ценообразования, определение объемов продукции, экономически грамотное поведение фирмы в реальном мире и, в конечном счете, рост общественного благосостояния.

Из серии проблем управления ресурсами фирмы в "Пермском обозревателе" были опубликованы материалы по анализу взаимоотношений "собственник-менеджер" (см. № 47 и 49 за 2003 год и № 2 и 3 за 2004 год). Эти вопросы, вернее, их решение поможет рассмотреть совершенствование работы менеджера по управлению ограниченными ресурсами фирмы и улучшению его взаимоотношения с собственником ресурсов.

Далее. Вам небезынтересно узнать, как принимаются экономические решения депутатами Госдумы или ЗС? Например, можно или нет вводить налог на товары массового потребления, например, на бензин? Давайте пока оставим российские примеры (чтобы никого не задеть) и предположим, что вы – советник по экономическим вопросам министра финансов США. В конгрессе рассматривается законопроект о введении налога с продаж на бензин в 3 цента за 1 галлон. В прошлом году автомобилисты покупали 10 млн галлонов бензина в месяц. Увеличение цены на бензин на 1 цент приводят к снижению продаж на 100 тыс. галлонов в месяц, но это же повышение цены стимулирует производителей бензина поставлять на рынок дополнительно 50 тыс. галлонов. Предполагаемое введение налога в 3 цента увеличит поступление в бюджет на 300 тыс. долларов в месяц и приведет к росту рыночной цены бензина на 3 цента. Как со всем этим разобраться? Действительно ли цена вырастет на величину налога, и достаточно ли данных для принятия столь важного экономического решения? Цена на бензин на величину налога не вырастет, так как спрос на бензин малоэластичен, но не абсолютно неэластичен; поступления в бюджет будут значительно меньше (сравните снижение продажи и дополнительные поставки бензина при росте цены на один цент) и т. п. То есть каждое экономическое решение должно быть тщательно продумано с точки зрения всех возможных как позитивных, так и негативных последствий и для экономики в целом, и для отдельного человека и для каждой компании.

Если вы готовы поставить некоторые проблемы совершенствования управления деятельностью современной фирмы по использованию ограниченных ресурсов и попробовать дать на них экономически грамотные ответы (или хотя бы посмотреть, какие ответы дает современная наука), тогда – следуйте за нами. Мы начинаем "сериал" про исследование деятельности фирмы по управлению ограниченными экономическими ресурсами.
Просмотров: 46
Первая полоса
Визиты
Точка зрения
Областная администрация
Партии
Власть
Образование
Недвижимость
Фондовый рынок
Корпорация
Культура
Спорт
После работы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100