№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Реформа
Алексей Колышкин

Смена конфигурации

Роль региональных парламентов и связанных с ними структур меняется под давлением преобразований из центра.

8 декабря прошел семинар-форум «Перспективы развития представительных органов власти регионов. Его организаторами выступили Законодательное собрание Пермской области, администрация области и Пермский филиал Института философии и права Уральского отделения РАН. Семинар был посвящен актуальным проблемам, вставшим перед региональными представительными органами после президентских инициатив по упразднению прямых выборов глав исполнительной власти регионов РФ. В работе семинара приняли участие приглашенные и местные политэксперты, председатель ЗС Пермской области Николай ДЕВЯТКИН, глава областной Пермской избирательной комиссии Анатолий ЛЕБЕДЕВ.

Циклы российской истории

Региональные парламенты подвержены общим тенденциям развития политической сферы России. Эта мысль, высказанная доктором юридических наук, директором Института философии и права УрО РАН Виктором РУДЕНКО, стала отправной точкой последующего разговора. Он отметил известную цикличность российской истории - периоды «вольницы», в том числе и региональной, неотвратимо сменяются постепенной централизацией и сужением публичного политического поля, стремлением государства к большей управляемости процессов в стране. Эта тенденция сейчас набирает силу, что является уже общим местом в различного рода обсуждениях. Региональная законодательная власть также подвержена этому новому витку централизации. На середину девяностых пришлась основная работа по формированию законодательной базы в регионах России. Центр, ослабленный экономической и политической неурядицей, многие вопросы отдавал на усмотрение местных властей, следствием чего стало несоответствие многих региональных нормативных актов федеральному законодательству, асимметрия отношений различных регионов с центром. С конца девяностых начала набирать силу кампания по централизации, сужению автономии регионов, увеличению их подконтрольности федеральному центру. Деятельность региональных парламентов, в том числе и пермского, стала определяться этими же факторами - приведение в соответствие региональной законодательной базы, внесение изменений в Устав области и т. п. Существенным изменением было и принятие нового закона о разграничении полномочий и предметов ведения между региональным и федеральным уровнями, который урезал полномочия регионов. Ныне, по словам Руденко, регионы уже не могут комплексно регулировать вопросы совместного ведения с помощью законодательной деятельности.

Смещение функций

Каким же образом меняется роль законодательных органов регионов? Кандидат философских наук, замдиректора Института философии и права УрО РАН Константин КИСЕЛЕВ отметил ряд главных моментов. Он заострил внимание на последних инициативах президента по отмене прямых выборов губернаторов и их избранию региональными парламентами по представлению Президента. С формальной точки зрения, роль региональных парламентов повышается - ведь они непосредственно избирают главу региона и тем самым получают возможность сильнее влиять на федеральный уровень власти. Однако надо учитывать тот факт, что теперь влиять на принятие решений законодательными органами регионов будут не представители местных бизнес-структур, а администрация Президента. Кроме того, формирование половины состава парламентов по пропорциональной, партийной избирательной схеме, также делает парламенты более подконтрольными центру, так как основные партии зависят от центра. Тем самым увеличивается зависимость региональных парламентов от исполнительной власти, президентских структур и назначенцев, усложняется возможность оппонировать исполнительной власти.

В этой ситуации роль законодательных органов смещается от контрольных функций сдержек и противовесов к функциям представительным. Исполнительная власть все-таки нуждается в обратной связи от представителей бизнеса и общества. Поэтому актуальными становятся вопросы, связанные с введением лоббизма бизнес-группами в русло легального регулирования. Регионы также начинают задумываться о выработке эффективных механизмов представительства интересов. Именно в этом русле можно рассматривать и недавнее предложение и. о. губернатора области Олега ЧИРКУНОВА обсуждать проблемы представительства интересов бизнес-групп области напрямую.

Бизнес и депутаты

Эти игроки оказываются в новых условиях. Локальные бизнес-элиты вынуждены будут противостоять приходу крупных федеральных корпораций в регионы, одновременно для них увеличиваются риски, связанные с концентрацией власти в руках исполнительных органов, и риски вложения в конкретные политические проекты - партии. Действующим же и будущим депутатам, в основном, придется примыкать либо к «партии власти» в данном регионе, либо ориентироваться на местные бизнес-сообщества.

Брожение в головах

Состояние рядовых избирателей К. Киселев обрисовал как «рост напряженности на уровне сознания». И тут же сформулировал это по-иному: «психопатическое состояние населения». Инициативы центра все больше отодвигают население от процесса принятия решений, и это отражается на их отношении к происходящему. Каналы для выражения недовольства становятся все более узкими, что провоцирует нарастание протестных настроений. Правда, по мнению Киселева, в стране на данный момент нет сил, способных привести страну к украинскому варианту развития событий.

Партии в новой системе

Формально, введение пропорциональной системы выборов на региональном уровне (по ней будет избираться половина состава региональных парламентов) увеличивает роль политических партий в регионах, и вообще в стране. Однако ужесточение требований к численности партий и запрет на создание региональных партий существенно корректируют это предположение. По мнению экспертов, идеологические партии возможны лишь как проекты и вряд ли имеют радужные перспективы. Будущее за проектами партии власти и корпоративными партиями, такими как партия Пенсионеров. Кстати, регионам выгоднее иметь как можно больше фракций в местных парламентах, ведь тогда они будут менее способны проводить централизованные идеи. Но в большинстве случаев главы исполнительной власти пока этого не понимают, думая, что чем меньше партий, тем более управляемым будет парламент. Тем не менее, у партий остается возможность для активизации политического диалога между различными ветвями власти и избирателями. Реализуется ли эта возможность - покажет будущее.
Просмотров: 50
Срочно в номер!
Первая полоса
Индекс
Власть и бизнес
Диагноз
Ситуация
Выборы 2004
Скандал
Реформа
Дума
Откровенный разговор
Обзор рынка
Фондовый рынок
Управление
Город
Культура
Спорт
Политкомикс
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100