№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Культура
Виктор Наймушин, Ольга Дворянова

Листы любви

Юрий Лапшин вернулся из Баварии и показал свою жизнь в графике.

Недавно Юрий ЛАПШИН вернулся из Ноймарка (Бавария), куда был приглашен в качестве почетного гостя на ежегодный Международный музыкальный фестиваль, в котором участвуют подростки от 14 до 16 лет. Идея фестиваля замечательна тем, что юные музыканты, съезжаясь из России, со всей Восточной Европы и Германии в этот маленький городок с населением около 40 тысяч, собираются в единый оркестр и играют классическую музыку. В рамках этого форума и состоялось открытие персональной выставки Лапшина. На нее, кстати, в качестве гостя был приглашен клоун Олег ПОПОВ, который больше 10 лет живет в местечке неподалеку от Ноймарка.

В ходе фестиваля Лапшин успел написать не только портреты члена городского совета и бургомистра, но и нарисовать музыку. Русский художник дал мастер-класс ученикам местной гимназии, в результате которого было разрисовано панно 1,5 на 6 метров! 11 учеников (теперь уже Лапшина) выбирали три любимые краски и, как ноты, наносили на холст. Нанизывал их на нотные линейки, сочиняя единую «партитуру», уже сам художник. В течение двух дней перформанс снимался на пленку, по завершении панно вывесили в главном холле гимназии. Немцам так понравилась идея, что директор гимназии, вернувшись с общебаварского совещания по образованию, поинтересовалась, а не согласится ли Лапшин ездить по Германии и рисовать с гимназистами панно? Художника предложение заинтересовало.

В конце июля точно такой же фестиваль пройдет в Добрянке. И Юрий Лапшин опять планирует рисовать музыку.

Жизнь как проект проектов

Приехав из Германии, Юрий Лапшин устроил очередную свою выставку «Графика 90-х» в КДЦ. Она не то чтобы поразила, а, скорее, выбила из колеи поклонников и друзей художника. Зная лапшинскую открытость и публичность, трудно представить, что он что-то еще таит.

Лапшин недаром считает себя, прежде всего, театральным художником, выход к зрителю для него - не просто акция, - спектакль. А вот на новом вернисаже он оказался более замкнут, чем обычно. Отшучивался, что фотографический размер - 40 на 30 - не его.

Выставка возникла спонтанно, и это здорово! 75 графических листов пролежали десять лет. Всего их в запасниках мастерской более 600. Писаны они сиюминутно, без остановок, тем, что под рукой - шариковая ручка, карандаш, фломастер или просто горелая спичка. Листы очень интимны - стоит взглянуть на серию, посвященную супруге, Вере Михайловне. Сновидения, Вера ждет, отлет Веры из Москвы, отплытие из Москвы в Астрахань, Вера принимает парад техники: Вера - постоянная величина. Работы шутливо ироничны и очень точно отражают характер любимой строптивой жены. За ее женскими вздохами, переживаниями, восхищениями и восклицаниями художник пытается уловить не настроение, а эмоцию. Кажется, в живописи это невозможно. Кино, театр, книга, ТВ - да. Рисунком же возможно зафиксировать лишь свои личные всплески души. Лапшин признается: «Вера не просто моя вторая половинка, а нечто больше меня самого».

Пересекая границы

Карандашные наброски серии «Больница» настолько социально мощны и правдивы, что у кого хочешь слезы навернутся. Живы ли те люди, которые тоже были на грани жизни и смерти в палате № 408? Больной Маркин, Аркадий - Начальник, Медсестра и Люди за завтраком. Карандаш оставил память, серую по цвету, но насыщенную болью всей больничной братии. Серый карандаш и красный фломастер-скальпель. Приговоренный художник на больничной койке, лишившийся кисти, красок и цвета.

Только потом, на реабилитации в госпитале города Звездный, у него начнутся выплески сгустков черной краски и космического свечения. Он ощутит себя фантомом, молекулой бытия... Но еще будет далеко до возвращения к самой жизни. Мастер начинает заново осваивать пространство - «Ландшафт-1,2», «Мироздание», «Предчувствие», «Черный туннель».

Так уж случилось, что судьба то и дело испытывает Лапшина. Художник приучил себя быть готовым ко всему - ходить по лезвию бытия - черта его характера. Потому слово «грань, граница» в художнике вызывает столько эмоций. Выезжая за рубеж, так сказать, преодолевая физические границы, Лапшин как человек театральный, любит покуражиться перед таможней и пограничниками - на это у него есть свои основания. Вы замечали, что гражданином становишься только когда попадаешь в милицию или собираешься за кордон? Лапшин вывозит в страны развитого капитализма не только себя, но и свою собственность - картины. Государство же у нас только в этот момент начинает считать деньги и ценить свою-твою собственность. Поэтому работы «Граница», «Финляндия. Граница -1,2», «Мюнхен - Тоска» сделаны в виде некой паспортины, вкладыша для загранпаспорта, который Лапшин добровольно предъявляет на границе, немало озадачивая этим таможню.

Очень жаль, что наши театральные режиссеры не замечают в Лапшине сценографа. Его эскиз «Театр Моцарта» дорогого стоит. Управление пространством и воздухом, созидание давления атмосфер схоже с трубами органа. А сам маэстро - в роли щепетильного дирижера своих декораций. Юрий Лапшин обожает, когда сценография спектакля, как партитура, дышит музыкой, дополняя и раскрывая актеров и постановщика. Потому так трепетны работы «Режиссер Гоша», «Художник карнавальной ночи Гроссе».

- Это путешествие без остановок, - выразился о своей выставке Лапшин.

Это дневник жизненного пути и личных переживаний. Графические мемуары Лапшина.
Просмотров: 46
Срочно в номер!
Первая полоса
Индекс
Власть и бизнес
Диагноз
Ситуация
Выборы 2004
Скандал
Реформа
Дума
Откровенный разговор
Обзор рынка
Фондовый рынок
Управление
Город
Культура
Спорт
Политкомикс
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100