№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Обзор рынка
Евгений Сысолятин

Бухучет наоборот

Стремительное развитие в России рыночных отношений привело к появлению множества новых специальностей, одна из них - аудит.

В народе говорят, что аудит - это бухучет наоборот. То есть бухгалтер ведет финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия, аудитор же ее проверяет, выявляет ошибки и высказывает профессиональное мнение о достоверности этой отчетности, основанное на выявленных в ходе проверки фактах.

Для чего нужен аудит?

Под аудиторскими услугами понимается весь комплекс услуг, которые может оказывать аудиторская фирма. Сюда входят аудиторские проверки, консультации, ведение финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия, восстановление отчетности, оперативное информирование об изменениях в законах и т. д. При этом основной услугой является, разумеется, аудиторская проверка. Весь комплекс более мелких услуг, которые ее сопровождают, является вспомогательным, призванным привлечь клиентов, нуждающихся в аудиторской проверке. Ведь именно за проверку аудиторские компании получают от клиентов основные деньги.

Отличительной чертой аудиторского рынка является четкое определение вида и содержания основного товара. Поскольку законы принимает правительство, а аудитор лишь обязан знать и придерживаться их, то аудиторская проверка, проводимая в соответствии с существующими законами, является услугой, единой для всех аудиторских компаний. В этом смысле аудиторский рынок сильно отличается от потребительского, где возможности для творчества в области новых товаров практически не ограничены. Здесь творчество возможно лишь в области вспомогательных услуг. Отсюда вытекает, что аудиторские компании могут конкурировать между собой лишь по трем направлениям: по качеству и квалифицированности аудиторских проверок, по их стоимости, а также по спектру вспомогательных услуг.

Обстоятельства, определяющие необходимость аудита как элемента рыночной структуры, следующие:

- бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, органами власти, другими пользователями;

- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям, в частности, в силу применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

В силу указанных обстоятельств мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных в информации пользователей.

Новейшая история

Только с развитием капитализма в России, появлением класса частных собственников услуги аудиторов и консультантов стали пользоваться настоящим спросом. За свою историю российский аудит уже успел пройти три стадии развития. Первая пришлась на период активной приватизации, когда новоявленный хозяин решал проверить, стоила ли уплаченных денег приобретенная собственность. Вторая началась с появления предусмотрительных инвесторов, которые стали обращаться к аудиторам до приобретения собственности. Сегодня же рынок вступил в третью стадию, когда аудитора нанимает и продавец, и покупатель предприятия, чтобы иметь независимое заключение о предмете сделки.

Новейшая история отечественного рынка аудита, который уже можно называть относительно цивилизованным, берет свое начало в 2001 году, когда был принят федеральный закон «Об аудиторской деятельности», отвечающий нормам мирового законодательства по аудиту. Аудиторы его ждали десять лет. И несмотря на то, что к нему они имели (и имеют) множество претензий, сам факт его появления был воспринят с энтузиазмом. Аудиторы получили то, что так хотели, а вместе с тем и своего, теперь уже законного, надсмотрщика - Министерство финансов, которому были переданы функции по госрегулированию этой профессии.

Татьяна ШЕШУКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой учета, аудита и экономического анализа ПГУ:

- Уже сам факт принятия закона - шаг вперед (до принятия было временное положение об аудите 1993 года). Можно также дать положительную оценку требованию закона обязательно иметь в штате аудиторской фирмы не менее пяти аттестованных аудиторов, что повышает качество работы аудиторских фирм.

Отличительной чертой закона является, в частности, четко выстроенная трехуровневая система контроля качества аудита:

- федеральный уровень - контроль со стороны федерального органа по аудиторской деятельности;

- уровень профессиональных объединений - система контроля профессиональных аудиторских объединений;

- в-третьих, внутрифирменный контроль качества аудита.

Актуальность контроля качества, закрепленного законодательно, заключается в проблеме борьбы с «черным» и «карманным» аудитом в России. Это явление приобрело необычайно широкий размах, особенно в регионах. Именно отсутствие законодательной базы предоставляло благоприятные условия для процветания недобросовестных участников аудиторского рынка.

Важная новация закона - появление главы, посвященной аудиторской тайне. В предыдущем законодательстве этого понятия не существовало, а ведь именно аудиторская тайна является одним из ключевых аспектов этой профессии. Также в законе подробно отражены права, обязанности и ответственность и аудиторов, и аудируемых лиц, и определены основы для того, чтобы аудит осуществлялся на всех предприятиях ему подлежащих, а также для того, чтобы аудиторы отвечали за качество проводимых ими проверок.

Тенденции рынка

Российский аудит развивается по особым законам - федеральным. Поэтому главным положительным изменением 2004 года явился выход пяти дополнительных стандартов, повышающих ответственность аудиторов перед клиентами, что должно привести к повышению качества аудита.

Татьяна Шешукова:

- В настоящее время разработан план мероприятий Министерства финансов РФ на 2004-2005 годы по реализации концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В нем уделено внимание усилению контроля качества бухгалтерской отчетности. В частности, предполагается разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита с целью завершения создания нормативно-правовой базы осуществления аудиторской деятельности и предоставления их в Правительство РФ.

Недостатком же российской практики аудита можно считать подход, когда предприятие аудирует одна фирма в течение длительного времени (10-15 лет). На Западе принято менять аудитора через 3-5 лет. Следует разработать предложения по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.

Елена БОГОМОЛОВА, генеральный директор ООО «Инвест-аудит»:

- В настоящее время вносятся изменения в федеральный закон «Об аудиторской деятельности», вступление которого в силу планируется уже с 1 января 2005 года. Краеугольным камнем вносимых изменений является вопрос о передаче широких полномочий общественным аудиторским объединениям (то есть организациям, на добровольных началах объединивших профессионалов). В том числе будет передана и функция контроля качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций. Государство передает контроль качества в руки самих аудиторов, при этом оставляя за собой вопросы выработки политики в отношении аудиторской деятельности внутри страны. Я считаю этот шаг абсолютно оправданным, своевременным и правильным. Только у профессионалов хватит сил, возможностей и квалификации для организации контроля качества деятельности своих коллег. Но при этом необходимо заметить, что построение работающей и опробованной системы взаимодействия по этому вопросу внутри профессиональных объединений - это большая работа, на которую брошены лучшие аудиторские силы.

Вторая положительная тенденция - устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы.

Петр СОН, генеральный директор ООО «Авантаж-аудит»:

- Можно сказать, что рынок аудиторских услуг движется к цивилизованному. С одной стороны, государство, устанавливая рамки допустимого, стимулирует этот процесс «сверху». С другой стороны, сами аудиторские фирмы начинают понимать, что ряд вопросов, включая престиж аудиторской профессии и избавление от недобросовестных участников, можно решать только путем сотрудничества.

По словам генерального директора ООО «Уралаудит» Галины НОВИКОВОЙ, можно выделить следующие основные проблемы рынка аудиторских услуг Пермской области и России в целом.

Соотношение цены и качества. Аудит - дорогая услуга, поскольку представляет собой продукт интеллектуального труда. В этом плане все аудиторские компании находятся в равном положении. Но, в соответствии с законодательством в области аудита, компании обязаны обеспечить внутрифирменный контроль, требующий больших затрат на разработку методики и техники аудита и перепроверку отчетов. В этой связи, чем больше затрат на обеспечение высокого качества услуги, тем выше цена. Поэтому компании, оказывающие качественные аудиторские услуги, зачастую находятся в менее выгодном положении, так как потребитель выбирает меньшую стоимость услуг.

Проблема, связанная с участием в конкурсах организаций на оказание аудиторских услуг унитарным предприятиям, либо АО, в которых доля государства не менее 25%. Побеждает тот, кто указал меньшую стоимость работ. Судить же о качестве услуги приходится на основании представленных образцов отчетов и других документов, которые не всегда адекватно отражают качество услуг аудиторской компании.

Проблема нехватки квалифицированных кадров стоит сегодня перед любой отраслью не только в России, но и за рубежом. Сфера рынка аудиторских услуг - не исключение. Новые технологии, информационные изменения влекут за собой необходимость постоянного совершенствования, переподготовки и самообразования любого специалиста, для того чтобы оставаться востребованным. Профессионалы такого уровня, по сути - «штучный товар». Относительная редкость влечет за собой, соответственно, высокую цену.

Галина Новикова:

- На рынке оказания аудиторских услуг Пермской области присутствует острая конкуренция, то есть рынок в целом насыщен, однако профессиональных аудиторов катастрофически не хватает. Мало высококвалифицированных специалистов, следовательно, существует проблема кадров.

Если говорить о подготовке квалифицированных специалистов аудиторской сферы по России в целом, то необходимо отметить важную роль вузов, курсов подготовки и переподготовки в рамках Института профессиональных аудиторов России и других аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Подготовка специалиста-профессионала силами отдельной аудиторской компании, без привлечения таких институтов, просто невозможна. В данном направлении интересы государства и аудиторских фирм совпадают: вузы готовят специалистов широкого профиля, а аудиторские компании «оттачивают» их профессионализм в соответствии с внутренними стандартами работы.

Татьяна Шешукова:

- Аудит - это профессия, которая требует не только университетского, но и дополнительного образования с точки зрения формирования этой специальности.

Право подготовки аудиторов разрешено аккредитованным, внесенным в государственный реестр учебно-методическим центрам (УМЦ). Единственный УМЦ по подготовке, повышению квалификации и аттестации аудиторов на Западном Урале организован в Пермском государственном университете (ПГУ) на базе кафедры учета, аудита и экономического анализа. Центр действует с июня 2003 г. и включен в государственный реестр УМЦ. В Перми есть центры, занимающиеся подготовкой аудиторов, но не внесенные в государственный реестр и не имеющие права принимать квалификационный экзамен, поэтому слушателей для сдачи экзамена возят в другие города (Екатеринбург, Москву).

Переход на МСФО

Российский бизнес должен полностью перейти на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) к 2010 году. При этом ключевую роль в реализации планов Минфина будут играть не чиновники, а профобъединения аудиторов. Министерство финансов РФ намеревается предъявить участникам рынка новые, более жесткие требования. Все изменения в аудиторском бизнесе определяются событиями, происходящими в российской и мировой экономике.

Кроме того, сказывается ожидание перехода российских банков и промышленных предприятий на МСФО. С одной стороны, требования МСФО открывают дополнительные возможности для аудиторов, разумеется, повышая одновременно и их ответственность за выполняемую работу, с другой - переход на МСФО дает не только плюсы.

Галина Новикова:

- Отсутствие аудиторских кадров соответствующей квалификации значительно снижает возможности выхода на региональный рынок пермских компаний по проведению аудита отчетности, составленной по МСФО.

«Черный» аудит

Основная конкуренция, волнующая аудиторов, идет между достаточно большим количеством больших и средних аудиторских компаний и «мелочью», которая к аудиторскому бизнесу имеет весьма косвенное отношение по причине недостаточного профессионализма. Именно мелкие компании создают хаос на рынке. Такая ситуация складывается в первую очередь в регионах. Для значительного количества организаций-клиентов необходимость проведения аудита диктуется его обязательностью по законодательству. Поэтому он выбирает «наименьшее (по стоимости) зло». А если есть спрос на обязательное «аудиторское заключение» без должной проверки, есть и предложение. Это закон рынка. Поэтому требуется время на осознание значимости аудита всеми субъектами данного сектора рынка. Будет спрос на высокое качество услуг - сократится и разрыв в ценах на эти услуги.

Аудитор «в кармане»

По мнению многих экспертов, львиную долю мелких аудиторских фирм составляют «карманные» аудиторы. Крупные аудиторские фирмы и их профессиональные ассоциации обеспокоены проблемой не столько из-за благородного побуждения защитить интересы инвесторов, сколько благодаря нарастающей конкуренции на рынке: «карманные» аудиторы отнимают у независимых огромное число клиентов. Положение закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому в штате компании должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов, направлено на укрупнение аудиторских компаний, и для многих мелких компаний оно станет непосильным. Опыт, впрочем, показывает, что крупная даже по международным меркам компания - не гарантия непредвзятого аудита.

Однако надо заметить, что зависимый аудит не всегда означает низкое качество, хотя и может привести к проблемам во взаимоотношениях с акционерами, государственными органами и неправильным управленческим решениям.

Как выбрать аудитора?

Петр Сон:

- Во-первых, необходимо заметить, что качественный аудит дешевым не бывает. Во-вторых, у аудиторской фирмы обязательно должна быть лицензия. Заказчик имеет право увидеть эту лицензию. Кроме того, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» риски, связанные с деятельностью аудитора, должны быть застрахованы. Стоит обратить внимание и на отзывы клиентов компании - перечень заказчиков и их отзывы аудиторы обычно предоставляют.

Надежность данных аудиторской проверки в высокой степени зависит от квалификации специалистов, непосредственно проводящих работу. Можно попросить аудиторскую фирму предоставить информацию по кадровому составу группы. Заказчик вправе запросить расширенные характеристики специалистов, наличие сертификатов, подтверждающих квалификацию специалиста, удостовериться в наличии опыта проведения проверок на предприятиях аналогичного масштаба и сферы деятельности.

Следует обратить внимание и на варианты стандартных форм отчета и документы, определяющие внутренний контроль.

Качество проводимого аудита косвенно подтверждается и участием в профессиональном аудиторском объединении. Членство не только работает на имидж компании, но и позволяет идти в ногу с последними изменениями законодательства, а также повышать уровень специалистов.

Впрочем, даже если аудитор был выбран верно, затруднения при проведении проверки могут возникнуть по вине заказчика. Эксперты напоминают, что ответственность за достоверность отчетности по закону возлагается на руководство хозяйствующего субъекта. Бухгалтерский учет у заказчика бывает настолько запущен, что выдать заключение, подтверждающее достоверность отчетности, не представляется возможным. Аудиторская компания, конечно, предоставляет услуги по восстановлению бухгалтерского учета, но по закону совмещать проведение аудита и составление бухгалтерской отчетности запрещено. В подобной ситуации аудитор может лишь указать на недочеты, при условии, что отказ в выдаче заключения будет аргументирован. Заказчик и аудитор оценивают процент от первоначально заявленных работ, и эти средства выплачиваются аудиторской фирме. Поэтому перед проведением аудита стоит «подтянуть» собственную отчетность. В этом случае аудиторская проверка обойдется дешевле.
Просмотров: 76
Срочно в номер!
Первая полоса
Индекс
Власть и бизнес
Диагноз
Ситуация
Выборы 2004
Скандал
Реформа
Дума
Откровенный разговор
Обзор рынка
Фондовый рынок
Управление
Город
Культура
Спорт
Политкомикс
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100